«Подумай о будущем, тебе еще детей растить!»
Учитель, видимо, планировал обратить внимание ученика на то, что через некоторое время ребенок вырастет и станет примером для своих детей. Но подросткам, или тем более школьникам младшего возраста, перспектива собственного родительства кажется фантастической и нереальной
Но это еще не все. Фраза насаждает установку об обязательности продолжения рода, апеллируя к чувству вины перед предполагаемым ребенком. Но личное пространство в школе не должно затрагиваться. В коучинге есть понятие постановки целей SMART. «М» — измеримость (преподаватель предлагает сузить будущее до деторождения). «R» — истинность цели (действительно ли учеба «на отлично» позволит достичь цели ученика?). «Т» — ограниченность во времени, ясное понимание желаемых сроков. Разве эти пункты присутствуют в цитате? Нет. Следовательно, слова не мотивируют.
Как правильнее: «Как ты считаешь, подобное поведение позволит тебе добиться поставленных целей?»
«Вы — мой худший класс»
В людях природой заложено желание сравнивать себя с окружающими. Когда мы эффективнее других, синтезируется серотонин, один из гормонов счастья. Когда нам постоянно указывают на негатив, то чаще формируется выученная беспомощность, отсутствие желания что-либо делать, потому что нет смысла, перфекционизм вкупе с прокрастинацией (зачем что-то делать, если не идеально). А неадекватная самооценка: «Я достойный любви человек, когда лучше других» влечет за собой постоянное сравнение с окружающими, но никогда не дает чувства удовлетворения результатами.
Но сравнивать детей нельзя. Ни родителям, ни учителям. Это одно из важных правил педагогики. Каждый ребенок уникален. Учитель, делая заявление о том, что он учит самый худший свой класс, вызывает у учащихся стыд, обиду, разочарование и нежелание учиться. Да, уважения к учителю от этого не прибавится.
Как правильнее: Сейчас нужно постараться, исправить успеваемость и вы снова будете лучшим классом в школе.
Бывает, что ребенок просто не привык себя заставлять
– У ребенка может вызывать неприятие то, что школа – это скучно, там надо работать, там есть обязанности?
– Да. У нас немецкая система образования, она присутствует в России и в большей части других стран и не связана с развлечением. Это система, которая основана на некоем принуждении, на том, что трудно, что ты трудности преодолеваешь и эти систематические усилия – часть воспитания. Если родители в целом с этой концепцией не согласны и у них есть возможность выбора, то нужно что-то другое искать.
Есть семейное обучение, и там график строится, исходя из потребностей семьи и ребенка. Это совершенно другие ритмы. Есть частные школы, где к ребенку индивидуальный подход и где можно вообще не делать никаких усилий. Есть другие системы обучения, где пытаются обойтись без зубрежки и без классно-урочной системы.
Только надо помнить, что у каждой системы есть свои минусы.
А еще то, что умение трудиться необходимо в жизни. Причем сам по себе труд не травмирует. Травмировать может плохое отношение педагога, перегрузка. Бывает, что ребенок просто не привык себя заставлять вообще.
Фото: Sergey Beynik «Первоклашка» (фрагмент)
– Но если истерики сильные, каждый день, ребенок категорически заявляет, что в школу не пойдет? Переводить в другую школу, на семейное обучение?
– Я бы решение не принимала, пока не пройдут эти полтора-два месяца. Нужно пытаться разобраться, в чем может быть еще дело. Причин дискомфорта в школе, помимо адаптации, может быть много: пришел новый мальчик в класс, шумный, драчливый, и ребенок его боится. Или пришла какая-нибудь девочка, которая больший лидер, чем ваш ребенок.
Может быть, что-то произошло в плане в отношений с другими детьми, может быть, поменялся учитель, может быть, сменилась раздевалка или класс, может быть, начался новый предмет со строгим учителем, может быть, поменялся поставщик обедов и там стало невозможно есть. А может быть, у ребенка проблемы, и он не может пользоваться школьным туалетом.
Истерика может появиться, если начались оценки или ребенок пошел в пятый класс, а средняя школа – совсем другое, другая жизнь, другие требования. Причин может быть много, может быть, какая-то касается вашей ситуации? Но в первую очередь нужно исключить какие-то моменты конфликта с учителем.
А еще, может быть, ребенок просто дорос до протеста. Скажем, в первом классе ему не пришло в голову, что можно в школу не хотеть, а теперь вырос и сообразил. От родителей здесь нужен адекватный ответ, настрой, что школа – это необходимая часть жизни…
Так что надо не сразу бежать и забирать ребенка, а смотреть, что происходит, в чем причина, не появилась ли психосоматика – головные боли или рвота, например. Но, опять же, сначала ищем причину и только потом принимаем решение.
В каком случае школа будет нести ответственность за вред, причиненный ученику?
Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:
- на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
- на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
- в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
- во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
- дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
- после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
- школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.
Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.
Чем критика может быть полезна
Критика — это разбор чего-то с целью вынести оценку. Критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение плохое, а даёте советы по улучшению текста. Такая критика нужна человеку, и вот почему:
- Чтобы научиться работать над ошибками. Если ребёнок слышит только похвалу, он будет считать, что всё делает правильно и исправлять ничего не надо. Критика же помогает рассказать, что в работе хорошо, а что нужно поправить. Это мотивирует развиваться, становиться лучше и доводить дела до конца.
- Чтобы лучше понимать себя. Критика помогает разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Задача родителя объяснить ребёнку, что первые нужно активно использовать, а вторые — развивать.
- Для рождения идей. Конструктивная критика может подать идею для развития. В процессе разговора ребёнок может вдохновиться и найти способ исправить ошибку.
Типы одарённости
Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:
- Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
- Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
- Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
- Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
- Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.
Вторичная выгода
Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой. Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг
Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение
Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию
Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.
Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор
Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.
«Без высшего образования никуда»
Учителя старшего поколения помнят времена, когда без высшего образования сотруднику была закрыта дорога к руководящим должностям. Диплом обеспечивал высокую зарплату. И все, у кого были амбиции стать успешным и значимым человеком, старались хорошо учиться в школе, закончить институт. Но утверждение сильно устарело. Теперь, как мы видим, возможностей стать успешным и материально обеспеченным гражданином больше, и необязательно эти обстоятельства связаны с вузом. Другое дело — объяснять ученикам, что развитие личности продолжается всю жизнь, а хорошее образование помогает ему в этом.
Как правильнее: Если вы хотите получить больше знаний о профессии, то рассмотрите вариант высшего образования.
«Только и умеете, что себе глаза малевать и ногти красить»
Часто в старших классах ученики экспериментируют со своей внешностью. Быть привлекательным и выделяться из коллектива — это естественное желание начинается в подростком возрасте. Самые смелые девочки приходят с заметным макияжем на уроки. Но в образовательном учреждении нужно соблюдать определенные правила делового этикета, это касается и прически и макияжа, он не должен быть заметен
Педагог, акцентирующий внимание на внешности подростка в школе, поступает неправильно
В списке мыслительных ошибок школы Бека (основателя когнитивной терапии) имеется такое понятие, как негативный фильтр. Сказанное учителем замечание — типичный пример негативного фильтра. Преподаватель сосредоточился на якобы негативе, не замечая положительных моментов. Эта фраза обесценивает потенциал ученика и ставит преподавателя в позицию обиженного ребенка, пытающегося надавить на чувство вины.
Как правильнее: «Мне кажется, чтобы сделать такой интересный (красивый, сложный) макияж, требуется усердие. Значит, ты обладаешь этим качеством, и оно поможет тебе выучить домашнее задание к следующему уроку».
Родительские послания
Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:
- «Забота о себе — не к лицу мужчине»
- «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
- «Боль надо перетерпеть»
- «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»
Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.
В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.
Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).
В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела. Самое разрушительное родительское послание — «Не живи»
Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:
Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:
- «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
- «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»
Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.
Что поможет получить компенсацию за причиненный вред?
- Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
- Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных.
Школа не вправе отказать в выдаче этих документов. В случае отказа можно обратиться к адвокату и попросить его направить в школу адвокатский запрос с целью получения необходимых документов или направить жалобу в прокуратуру.
- Пригодятся показания других детей в качестве доказательств обстоятельств произошедшего. Как правило, объяснения детей содержатся в документах школы, связанных с расследованием произошедшего. Также дети могут быть вызваны в суд для дачи объяснений на правах свидетелей.
- Потребуется собрать доказательства в подтверждение понесенных убытков. Например, можно предоставить документы, доказывающие необходимость проведения не предусмотренного ОМС лечения, санаторно-курортного лечения и отсутствие права на него и т.п.
Как научить ребёнка рано вставать
Если ребёнок соблюдает режим дня и хорошо высыпается, проблем с ранним подъёмом возникать не должно. Перечислим ещё несколько вещей, которые помогут ребёнку вставать в школу.
Мотивация
Постарайтесь сделать так, чтобы после пробуждения ребёнка ждало что-то приятное. Вкусный завтрак или просмотр любимого шоу на YouTube с утра послужат хорошим стимулом для пробуждения и поднимут настроение.
Стакан воды
Начинать утро со стакана воды комнатной температуры — здоровая и полезная привычка. Вода сразу после пробуждения позволяет запустить многие необходимые процессы организма.
Зарядка
Всего 5-7 минут энергичных движений после пробуждения помогут вернуть в тело бодрость. Если ребёнку скучно выполнять однообразные упражнения, предложите ему просто подвигаться под любимую музыку.
Трекеры сна
Смарт-часы и фитнес-браслеты поддерживают специальные приложения, анализирующие фазы сна человека и позволяющие активировать будильник во время быстрой фазы, когда просыпаться комфортнее всего.
<<Форма бесплатного курса>>
«Что за глупые вопросы!»
Другими словами, ты недостаточно умен, если задаешь такие вопросы. С позиции хорошо образованного учителя ребенок мог сказать что-то примитивное из-за невнимательности или незнания предмета разговора. Но педагогу нужно соблюдать тактичность. Подобные ремарки звучат обидно для любого, но если взрослый обладает навыками общения, то ребенок в не имеет такого опыта, он действует интуитивно. Может закрыться в себе, в следующий раз побоится что-то уточнить, переспросить, задать вопрос.
Вместо этого ученик будет молчать на уроке и догадывается о реакции учителя («Что учитель скажет, если я опоздаю», «Как он отнесется к тому, что я забыл тетрадь», «Я ничего не понял из урока, но учитель подумает, что я плохо слушал» и тд). Такое чтение мыслей тоже является мыслительной (когнитивной) ошибкой. Поэтому эти слова «бьют по рукам», дают чувство беспомощности и отбивают всякое желание получить знание.
Как правильнее: «Запиши свой вопрос, пожалуйста, а после урока подойдешь ко мне, я отвечу, договорились?»
За что и как хвалить ребёнка
Хвалить ребёнка — искусство, которому должен обучиться каждый родитель. Предлагаем вам несколько советов о том, как хвалить ребёнка, от психолога «Домашней школы Фоксфорда» Елены Петрусенко.
Елена Петрусенко, психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда»
Благодарите
Благодарность близка к похвале, но имеет больше форм выражения. Необязательно каждый раз говорить «спасибо» — благодарность может выражаться в улыбке или кивке головы. Главное, чтобы это было искренне.
Хвалите за дело
Не хвалите за всё подряд. Похвала должна быть за реальные старания или результат. Фраза «Молодец, ты же всё равно старался» не будет иметь эффекта, если на самом деле ребёнок не прилагал усилия.
<<Форма демодоступа>>
Делитесь своими чувствами
Не оценивайте ребёнка: «Ты очень умный», «Молодец, ты справился лучше всех». Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите «Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему». А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности.
Будьте искренним
После рабочего дня иногда бывает тяжело эмоционально реагировать на рассказы ребёнка. Есть соблазн просто бросить «Молодец!» и уйти отдыхать. Но это может ранить подростка
Важно показать, что вы искренни и готовы разделить с ребёнком его радость. Если же сил нет совсем, честно скажите: «Сегодня я очень устал(а), но я правда рад(а) за тебя
Давай обсудим это событие, когда я немного отдохну».
Разделяйте похвалу и критику
После похвалы ненароком может вылетать упрёк или критика: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина.
Что может спровоцировать капризы и нытьё?
Существует ли классификация причин?
Вот ситуация на примере детской песочницы. К ребёнку подходит другой малыш и забирает лопаточку. Реакция может быть очень разной: один будет кричать, плакать, прятаться за маму, а другой всем видом покажет, что не очень-то и хотелось и начнёт играть с чем-то другим. Так что это — исключительно индивидуальные реакции и единую классификацию составить невозможно. Каждый родитель может выявить причины для своего ребёнка, и то не факт, что он угадает. Потому что бурные эмоциональные реакции возникают по совокупности причин, а не потому, что одна конкретная вещь раздражает ребёнка. Ребёнок устал, хочет спать, при этом ему не разрешили сделать что-то интересное – он начинает плакать и капризничать. А в другом настроении он может спокойно отнестись к запрету.
Представьте: вы приходите в поликлинику, перед кабинетом очередь, а малыш не хочет тихонько сидеть в уголочке и «делать человечков из желудей». Он хочет бегать. И ограничивать физическую активность ребёнка в этом случае нельзя, потому что это может спровоцировать истерику. Просто встаньте и подвигайтесь вместе с ребёнком.
Особенности физиологического и нейропсихологического развития
В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:
- неуклюжесть, неповоротливость
- плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
- недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
- сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
- недостаточность внимания
- двигательная расторможенность
- неспособность прогнозировать последствия своих поступков
- стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения
За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.
В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.
Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.
Что делать, чтобы призвать к ответственности виновных?
После сбора перечисленных выше документов рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
1. Обратитесь к адвокату, чтобы получить правовую оценку ситуации.
2. До обращения в суд составьте претензию к образовательному учреждению или родителям ребенка – причинителя вреда о компенсации материального ущерба и морального вреда в добровольном порядке.
3. Обратитесь в суд в случае отказа школы выполнить ваши требования.
Исковое заявление подается мировому судье, если одновременно с требованием имущественного характера на сумму не более 50 000 рублей заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда; в районный суд – в иных случаях, в том числе если в иске заявлены и другие требования, не подлежащие оценке (например, об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина).
По общему правилу, исковое заявление направляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика – школы или родителей ребенка, причинившего вред. Но возможна иная подсудность по выбору истца. Так, с требованием о компенсации морального вреда можно обратиться в суд по вашему месту жительства.
Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма
За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.
- Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
- Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое можно скорректировать работой с тренером.
- Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему выговориться.
- Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
- Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
- Говорите ребенку о значимости бережного отношения к себе и своему телу. Тело — одно на всю жизнь, другого не будет.
- Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.
Такие нехитрые правила помогут сохранить ваше телесное и душевное здоровье и здоровье ребенка.
«С таким подходом ты ничего не добьешься!»
Когнитивная-поведенческая терапия, имеющая наибольшую доказательную базу эффективности, исходит из следующего. В процессе взросления в нас закладываются установки, влияющие на наши эмоции и поведение в будущем. Посмотрите на фразу выше. Это установка категории непривлекательности (оценка окружающих) или беспомощности (невозможность справляться с реальностью).
Учитель хотел мотивировать ученика, а получилось, что дал ему негативную установку. Но в плохой успеваемости школьника есть причина — возможно, ребенок устал, испытывает стресс и тд. Поэтому педагогу нужно быть осторожнее с высказываниями, так можно у ученика заложить основы психологических расстройств, например, тревоги. И главное — задача учителя мотивировать учеников, а не препятствовать этому.
Как правильнее: «Что поможет тебе добиться результата?»