Как работает тест бекдел на равноправие полов в киноиндустрии

Новые критерии успеха

В 2017 году сайт FiveThirtyEight запустил кампанию по созданию новой версии теста Бекдел, в рамках которой более 12 женщин разработали различные инструменты оценки гендерного и расового дисбаланса. Например, обладательница премии «Эмми», писательница Лена Уэйт предложила посмотреть, есть ли в фильме чернокожая женщина, занимающая позицию у власти и состоящая в здоровых отношениях. Актриса Рори Апхолд потребовала, чтобы рабочая команда на съемочной площадке состояла на 50 процентов из женщин. А писательница Нога Ландау просто хотела бы видеть, чтобы главные героини фильмов не умирали по ходу истории, не беременели или не становились источником проблем главного героя-мужчины. Результаты оценки 50 самых нашумевших фильмов 2016 года по этим обновленным критериям нельзя было назвать положительными.

Прогресс 2020 года

Интересно, что 2020 год богат на кинохиты, способные пройти тест Бекдел. Например, сериалы, которые зрители с упоением смотрели во время карантина: «Неортодоксальная», «Нормальные люди», «Убивая Еву» и «Я могу уничтожить тебя». Есть и несколько новых полнометражных фильмов со сложными женскими ролями: адаптация режиссера Отем де Уайлд романа Джейн Остин «Эмма», иронизирующая на тему конкурсов «Мисс мира» комедия Филиппы Лоуторп «Мисс Плохое поведение», история аборта Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» и разворачивающийся на рабочем месте триллер Китти Грин «Ассистентка».

И хотя этот список может показаться впечатляющим, не стоит забывать, что телевидение, которое до сих пор считается менее значительным бизнесом, чем индустрия художественного кино, всегда уделяло женским ролям больше внимания. Существует большая вероятность, что когда накачанные тестостероном блокбастеры вроде «Не время умирать», «Дюна» или «Топ Ган: Мэверик» вернутся в расписание кинопоказов, весь этот прогресс откатится назад. 

«В утопическом мире нам не нужны были бы тесты, — говорит Антробус. — Мы бы верили, что киноиндустрия — место, где царит равноправие. Но сейчас есть лишь огромный дисбаланс»

Именно поэтому, по ее мнению, нужно разработать метрику, которая привлекла бы внимание к несправедливой ситуации и бросила бы ей вызов. Именно так и работал в последние 35 лет тест Бекдел

Возможно, он не повлиял на индустрию так, как мог бы, но, если мы станем более настороженно относиться к тому, какой контент потребляем, наверняка почти все будущие релизы будут проходить его. Единственный способ услышать больше женских реплик на экранах — показать крупным киностудиям, что есть запрос общественности на репрезентацию женщин. Так мы поможем сделать еще один шаг в сторону равноправия на съемочных площадках и за кадром.

Кадр из сериала «Я могу уничтожить тебя»

BBC/Various Artists Ltd and FALKNA/Natalie Seery

На два фронта

В феврале 2015-го Collezioni закрыли, и я вместе с главредом перешла в Cosmopolitan Shopping на должность шеф-редактора. Не сказать, что эстетика журнала была мне близка, но именно благодаря этому месту я начала работать стилистом. Примерно год спустя мне предложили стать шеф-редактором сайта Harper’s Bazaar, где я продолжала развиваться в новом для себя направлении. Всё это время я трудилась на два фронта: писала и делала съёмки. И если на первом я чувствовала себя как рыба в воде, то со вторым дела шли не так гладко. Из-за нехватки опыта случались провальные съёмки — знаю, что о них нелестно отзывались коллеги за моей спиной. Общение с токсичными людьми тоже не прибавляло веры в себя. В 2017-м команду сайта распустили; я была уверена, что после недолгого перерыва вновь вернусь на штатную работу в какое-нибудь издание, но в итоге ушла на фриланс. Полтора года я работала и как журналист, и как стилист, но потом бросила все силы на второе.

Пора действовать

Новые тесты стали хорошим двигателем публичной дискуссии, но ни один из них не прижился так, как правило Бекдел. Отчасти это произошло потому, что большинство фильмов и близко не способны пройти ни один тест по оценке гендерного равенства, а тест Бекдел кажется выполнимым. Но главное его достоинство в том, что он относительно объективен. Правда в том, что пока почти все релизы не будут соответствовать минимальным феминистическим критериям, сложно требовать от индустрии чего-то большего, будь то интерсекциональность за кадром или съемки под руководством женщин. На сегодняшний день две героини, ведущие более или менее глубокие разговоры друг с другом — тот минимальный шаг, который предстоит сделать, чтобы достичь прогресса.

Стоит ли убеждать съемочные студии давать зеленый свет проектам, которые проходят тест Бекдел и вообще предполагают, что у женщин будут что-то значащие реплики? Возможно, стоит последовать примеру некоторых , которые с 2013 года добавляют к описаниям фильмов рейтинги, оценивающие такие вещи, как, например, наличие или отсутствие гендерных предрассудков. Те фильмы, которые проходят тест Бекдел, получают наивысший рейтинг, а значит, привлекают больше людей.

«Здравствуйте! Вот мой блог»

Курсе на четвёртом я окончательно поняла, что будущее в ядерной отрасли мне совсем неинтересно. Мне хотелось попробовать себя в качестве стилиста, но не было рабочих инструментов — собственно вещей. Мой гардероб был более чем скромным, а денег на одежду не было. Тогда я решила завести блог в ЖЖ и выкладывать туда всё, что думаю о происходящем в моде. Работать с текстами у меня всегда получалось хорошо, и написание заметок приносило удовольствие. Ближе к окончанию курса я решила попытать удачу в каком-нибудь глянцевом журнале, но резюме или портфолио у меня не было, так что моё сопроводительное письмо выглядело как: «Здравствуйте! Меня зовут Ира, я хотела бы работать в вашем журнале. Вот ссылка на мой блог». Ответили мне только из Collezioni: меня взяли стажёром и за почти пять лет я выросла до фичер-редактора.

Фэшн-индустрия сегодня

Отрасль кардинально изменилась за последние 5–7 лет: «цифровую» революцию пережила вся система продаж и продвижения. Ранее была популярна должность продавца-консультанта, а сейчас мы наблюдаем растущий спрос на digital-специалистов с опытом работы в фэшн-сегменте. Это «бэк-офис»: продажи ушли из залов, основное продвижение идет через медиаресурсы, социальные сети, таргетированную рекламу и лидеров мнений.

Катализатором продаж сегодня выступает молодое поколение 20–30 лет. Это меняет бизнес-модели классических брендов премиум-сегмента, миддл-сегмента, вынужденных конкурировать с экспериментальными молодыми марками, так называемыми «челенджер-брендами» (англ. challenge — вызов). Именно последним, во многом благодаря инфлюенсерам, блогерам и рекомендациям в соцсетях, все чаще отдают предпочтение «миллениалы» и «зеты». Аудитория модных luxury-брендов помолодела — для многих авторитетных домов моды это вызов в новом позиционировании бренда.

Глобальный рынок моды к 2020 году рос на 3–4% в год, его лидерами были Китай и США, а один клиент покупал модной продукции на 60% больше, чем 15 лет назад, как говорит статистика. С другой стороны, популярными у молодежи эпохи шэринг-экономики становятся новые сервисы в области аренды вещей, перепродажи, переделки.

С февраля 2020 года в индустрии уже произошло несколько серьезных глобальных изменений из-за новых социально-экономических реалий: резкое падение продаж, в том числе у люксовых брендов, интенсивный разворот в сторону онлайн-торговли, digital-технологий продвижения, закрытие до 50% магазинов (сокращение арендуемых помещений) и ряда модных брендов из-за мирового кризиса, отмена массовых мероприятий, связанных с модой. Падение покупательского спроса закономерно приведет как к развитию популярности осознанного потребления, так и к новым подходам и именам как в индустрии моды, так и в технологиях продвижения. Очевидно, что отрасль ждут большие перемены.

Мода на карантине: чем занимаются в самоизоляции Вирджил Абло, Томми Хилфигер, Донна Каран и другие дизайнеры Читать

Грубые клиенты и непредвиденные расходы

Мне кажется, людям со стороны трудно поверить, что профессия стилиста — эмоционально и физически тяжёлый труд, но это действительно так. Ты таскаешь тяжеленные пакеты, бегаешь по городу в поисках нужных вещей, а на съёмках ползаешь на коленях, чтобы завязать шнурки на обуви. Нередко работаешь с неприятными клиентами, которые хотят «то, не знаю что», считают твой гонорар слишком высоким и уверены, что понимают в стайлинге лучше тебя. Принимаешь участие в проектах, за которые платят очень мало или «забывают» заплатить вообще. Зачастую берёшь на себя полную ответственность за вещи, чья цена сопоставима со средней зарплатой в Москве.

Последний пункт, кстати, самая большая боль фриланс-стилистов: те, кто работает с журналами, обычно в большей безопасности, поскольку ответственность за вещи берёт на себя издание. В моей практике проблемных ситуаций хватает. Однажды ассистент недосмотрела и при сдаче на шёлковом платье обнаружилась зацепка — при этом вещь даже не надевали на модель. К счастью, его удалось починить, но за ремонт я заплатила сама. На другую съёмку я покупала топ-комбинацию и забыла проверить его в магазине — постфактум на нём тоже оказалась зацепка. При возврате доказать, что так и было, естественно, не удалось — вещь пришлось выкупить, а стоила она, мягко говоря, немало.

Местная индустрия

Я нередко слышу от коллег, что в России нет индустрии моды, якобы рынок устроен по-дилетантски. Отсчёт ведут от появления Vogue в 1998 году — считается, что прошло слишком мало времени, чтобы механизм начал работать без сбоев. Да, здесь, безусловно, есть свои нюансы работы как с финансовой, так и с творческой стороны, но где их нет? Я считаю, что всё зависит от тебя. Нужно решить, хочешь ли ты подстраиваться под систему и оправдывать себя отсутствием условий и плохим вкусом заказчиков и редакторов, или же хочешь выжимать максимум и сделать крутой продукт несмотря на все но. Иногда думаешь, да гори оно всё огнём, кому это вообще нужно? Но фишка в том, что это должно быть нужно прежде всего самому тебе

Когда ты работаешь в творческой сфере, важно оставаться честным перед собой и отвечать в первую очередь перед внутренним цензором

обложка:  Дима Черный

Актуальные вакансии

Имеющиеся вакансии в сфере моды сегодня можно разделить на четыре категории:

Креативный блок: дизайнер, фотограф для Instagram, продюсер съемок, стилист, ведущий видеообзоров, редактор, блогер, инфлюенсер.

Закупки, управление брендом: бренд-менеджер, fashion category manager, специалист в образовательных проектах и обучении бизнес-навыкам для фэшн-предпринимателей, байер. К слову, последние до сих пор остаются одной из самых модных профессий — от байеров, отбирающих наиболее интересные коммерческие идеи, во многом зависит политика продаж магазинов.

Digital и e-Commerce (взрывной рост вакансий наблюдается именно здесь): PR-менеджеры (работа с фэшн-блогерами, соцсети, спецфорумы, участие в организации съемок, показов), менеджеры по работе с блогерами, блогеры/стримеры, SMM, редакторы, менеджеры по рекламе и продаже проектов в соцсетях, аналитики, интернет-маркетологи. Появляются и новые роли, которых раньше не было: e-shop-менеджер, online merchandizing manager. 

Средний возраст кандидата в e-Сommerce — 27 лет, причем в одной компании они работают примерно от 1,5 до 2,5 года. Наиболее перспективные профессии в фэшн-сегменте для молодых людей сегодня — маркетинг и онлайн-продажи в отрасли.

Навыки, которые сегодня важны для карьеры в фэшн-индустрии, не только узкопрофессиональные: необходимы знание digital, управление проектами, все чаще — «эмоциональный интеллект» (EQ). А энергия, мотивация работать в отрасли, творческая мобильность по-прежнему творят чудеса.

Экологичное мышление и майндфулнесс: как справиться со стрессом из-за пандемии Читать

Вещи и ограничения

Кстати, вопрос, где брать вещи для съёмок, ещё одна больная тема для большинства местных стилистов. Брендовых шоурумов, которые предоставляют семплы, то есть образцы подиумных вещей, в Москве очень мало, поэтому часто приходится договариваться с местными магазинами. Насколько я знаю, такая практика распространена только в России — в Европе и Америке такого нет. Магазинам, в свою очередь, тоже нет резона одалживать вещи, особенно если ты снимаешь для немосковского клиента. А вдруг это платье или туфли мог бы кто-нибудь купить? Каждый раз приходится уговаривать пиарщиков дать хотя бы пару позиций.

Новые правила — новые сотрудники

Бум вакансий на стыке интернета и торговли, соответствующие изменения происходят в самом «ассортименте» вакансий. В последние два-три года активно развиваются новые форматы торговли: стрит-ретейл, roadside, маркетплейсы. Уровень сервиса при такой большой конкуренции непрерывно растет, оправдать высокие клиентские ожидания могут «новые» сотрудники с современными навыками.

Что в целом характерно для ретейла, успешные специалисты нужны здесь и сейчас — за ними идет настоящая охота даже в смежных с модой сферах. При этом растет тренд на обучение внутри самих компаний: ротация талантов сейчас происходит чаще хедхантинга

Важно попасть в «нужную» компанию, для начинающих — даже стажером. Кстати, в модной индустрии, будь то глянцевые журналы или производство, вполне принято устраиваться стажером без оплаты, пройдя довольно серьезный конкурсный отбор.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Интересные вещи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: