Как решить конфликт ученика и учителя
Узнав, что у ребёнка напряжённые отношения с преподавателем, нельзя пускать ситуацию на самотёк. Конфликт с учителем в школе может привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и даже психологической травме. В то время как помогая ребёнку уладить сложную ситуацию, родители учат его цивилизованному решению проблем.
Шаг 1. Разговор с ребёнком
Вести беседу лучше дома, в спокойной обстановке. Нужно спросить, с чего всё началось. Как, по мнению школьника, выглядит ситуация глазами учителя, как можно уладить конфликт и готов ребёнок к компромиссу.
Если родители узнали о конфликте от учителя, нужно спокойно рассказать об этом школьнику. Фразы для начала разговора:
«я знаю только одну версию случившегося и думаю, что…»;
«меня это расстраивает, я думаю, что недостаточно разговариваю с тобой…»;
«мне важно выслушать тебя, ведь у тебя тоже есть мнение».
Необходимо дать ребёнку выговориться. Не критикуйте учителя. Реплика вроде «Да что эта училка себе позволяет!» окончательно уничтожит авторитет педагога. Вместо этого следует узнать, что думают об этом учителе другие дети. Возможно, кто-то из них подстрекает ребёнка, или конфликт был попыткой завоевать уважение одноклассников.
Не стоит впадать и в другую крайность — обвинять в случившемся школьника: «Сам виноват, старших нужно уважать!». Так вы рискуете потерять доверие ребёнка.
К какому бы выводу ни пришли родители, до поры свои мысли стоит держать при себе. Главное на этом этапе — убедить ребёнка, что разрешить конфликт необходимо.
Шаг 2. Разговор с учителем
По возможности нужно посетить школу и поговорить с преподавателем лично. Ребёнка при этом не должно быть рядом.
Не стоит сразу привлекать к решению проблемы школьное руководство. Обращение к учителю напрямую — знак того, что родитель пришёл разобраться в ситуации, а не скандалить.
Сохраняя доброжелательный тон, нужно расспросить учителя о причинах конфликта
Важно, чтобы разговор строился на фактах. Если преподаватель говорит, что ребёнок плохо себя ведёт или не хочет учиться, нужно поинтересоваться, почему он сделал такие выводы
Если учитель обвиняет ребёнка в хамстве — узнать, что именно он сказал и что этому предшествовало.
Нужно постараться сохранить спокойствие, даже услышав обвинения в плохом воспитании: «Совсем ребёнком не занимаетесь!». Ведь цель разговора с преподавателем — разрешить конфликт, а не найти виноватого. Если разговор зашёл в тупик, нужно просто спросить, какой выход из ситуации видит учитель.
Шаг 3. Урегулирование конфликта
- Если проблема в неуспеваемости, нужно помочь ребёнку устранить пробелы в знаниях. Например, можно обратиться к репетитору или подтянуть знания на онлайн-курсах.
- Если ребёнку скучно на уроках, можно попросить учителя давать ему дополнительные задания или, к примеру, разрешить читать книгу, пока остальные ребята доделывают упражнение.
- Если у ребёнка проблемы с дисциплиной, вероятно, ему потребуется помощь психолога.
- Если причина конфликта в борьбе за уважение класса, можно попробовать найти более достойное применение лидерским качествам ребёнка, например, в командных видах спорта.
- Если школьник отказывается признать авторитет учителя, можно объяснить, что в жизни будут часто встречаться неприятные в общении люди, но с многими из них придётся выстраивать деловые отношения. Этот навык — признак взрослого цивилизованного человека.
Шаг 4. Контроль ситуации
Важно, чтобы родители и после разрешения конфликта интересовались успехами школьника, время от времени заглядывали в школу и общались с учителями. Зачастую это помогает избежать конфликтов с педагогами. . >
<<Форма бесплатного курса>>
Начало пути
Я переехала в Италию в марте 2016 года к моему будущему мужу, вскоре у нас родился сын, которому сейчас 2.5 года.
Занятия йогой
Житная на тот момент открылась после ремонта в 2007 г., и если бы там я не повстречала Владимира Ананьева, то наверняка бы йогу забросила, поскольку все посещенные мною до этого классы, мне не нравились. Йога у меня как-то сразу пошла хорошо. Сложились вместе мой характер и темперамент и огромный талант моего учителя.
Поза собака мордой вниз.
Пойти на йогу подсказала интуиция. Это было из тех решений, которые не обдумываешь. Просто было очень интересно и все.
Я занималась в зале с зеркалами с трех сторон и всегда находилась в первом ряду. Видя в зеркале других людей, я то и дело думала, что вот так и так надо поправить кого-то и у него сразу все получится или видела конкретные ошибки.
Дебют в преподавании
Я начала преподавать, когда моя подруга и товарищ по классу йоги решила открыть йога-клуб и позвала меня. Тогда наш учитель сказал: «ну кто, если не ты, должен преподавать?!». Вот так я и начала вести регулярные классы йоги.
По мере продвижения к конечной цели, практикующий совершенствует и развивает себя как личность. Начиная с физического уровня и продвигаясь далее к более тонким уровням. Хатха-йога через тело работает с умом, эмоциями, сознанием и душой.
Важность таланта
Я думаю, что довольно трудно научить хорошо преподавать.
Я училась именно тому, чтобы не бояться преподавать, выражать свои идеи и объяснять именно так, как я считаю правильным, так как я верю. Для этого нужна практики и работа над собой. Я тоже начинала с повторения текста моих учителей, но с годами слова стали моими и я передаю мой опыт.
Личная практика
Личная практика у меня сейчас немного хаотичная в связи с тем, что моему сыну всего 2,5 года. Выделять систематически столько времени, сколько хотелось бы, да еще и в одно и тоже время, практически не реально. Пока ребенок маленький, выезжать на какие-то мероприятия и обучение возможности нет, но я обязательно возобновлю эту практику, поскольку мне нравится учиться у тех, кто меня вдохновляет. Сейчас мое обучение — это моя практика, а также книги и видео интересных мне преподавателей и специалистов по смежным дисциплинам.
Йога-туры
Я провожу йога-туры в Италии, в Лигурии в горах у моря и в Тоскане на холмах Кьянти. В ближайшее время добавлю новые места в Италии. Именно йога-туры сейчас пользуются у меня наибольшим спросом. Тут, думаю, складываются несколько факторов: любовь людей к Италии, возможность позаниматься лично со мной и более углубленно и то, что я нахожу очень красивые места.
Формат моих туров — это аутентичный дом с настоящим семейным теплом, действительно небольшие группы, кусочек простой итальянской жизни. Помимо занятий йогой я рассказываю об Италии, рекомендую куда поехать, что купить, что попробовать, иногда сопровождаю группу. В итоге, обычно, все разъезжаются счастливые, расслабленные и сдружившиеся.
Стоимость туров
В год я провожу от 4 до 8 туров. Стоимость тура зависит от направления. В среднем от 110 до 150 евро в день для участника. Стоимость складывается из аренды дома, где мы живем, транспортных расходов, расходов на питание и продукты.
Мои клиенты — это читатели моих блогов на разных платформах. Я специально не рекламирую свои туры, поскольку в этом нет необходимости.
Йога и паста — прекрасное сочетание!
Мои клиенты
В моей практике есть занятия в группах, индивидуальные занятия и теперь еще онлайн-уроки, курсы и индивидуальные онлайн-программы.
«Дживамукти Йога». Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф
Эта книга интересна и важна как тем, кто только начинает осваивать йогу, так и практикам со значительным стажем любого направления йоги. «Дживамукти Йога» написана доступно и просто, но при этом содержит все необходимые научные обоснования и методические рекомендации по основным разделам йоги. Здесь описаны методы очищения (крийи), дыхательные упражнения (пранаяма), работа со звуком (нада) и медитация (дхьяна). Много внимания уделяется принципам построения последовательностей асан (винъяса-краме), а также морально-этическому базису йоги (яма, нияма, ишварапранидхана). Рассказывается здесь и об известных учителях йоги, их жизни и жизни их наставников, а также о связи современной йоги с культурой, наукой и искусством.
УЗНАЙТЕ О ЙОГЕ ЕЩЕ БОЛЬШЕ
Базовый курс по йоге от Анны Лунеговой
Начать занятие
«Особенно важно, что в книге есть грамотно выстроенные последовательности занятий, которыми может воспользоваться любой, кто практикует йогу», — отмечает Анна Лунегова.
Нужны правила и процедуры
Внутри школы царит правовой хаос. Устав школы принят и висит на сайте учреждения — но его, естественно, никто не читает и им никто не руководствуется при разрешении конфликтов. Руководствуются эмоциями и понятиями. Конфликты в нашей стране традиционно разрешаются по принципу «кто сильнее — тот и прав». Закричать, припугнуть, унизить оппонента — нормально.
Службы примирения, школьные омбудсмены — какая-то таинственная ересь, западные выдумки.
В этом правовом хаосе существуют и родители, и дети, и учителя. У учителя, конечно, есть профессиональный стандарт и Трудовой кодекс, согласно которому его могут уволить по ст. 336, ч. 2, даже за однократное применение к ученику мер физического и психического насилия. И есть даже статья 156 УК РФ, по которой можно осудить педагогического работника за «неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, (…) если это деяние сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетним».
Но обычно — прежде, чем гром грянет так громко, что придется обращаться к Трудовому и Уголовному кодексам, — конфликт вызревает довольно долго.
Для того, чтобы предупредить переход конфликта в неправовую плоскость, в школе должны быть четкие и ясные механизмы разрешения конфликта.
Если уладить конфликт не удалось
Большинство конфликтов между учеником и учителем легко уладить конструктивным диалогом. Но если одна из сторон преступает закон, требуется вмешательство руководства школы.
Права учителя и ученика определяются законом «Об образовании в Российской Федерации» и закрепляются в локальных нормативных актах школы и договоре об образовании.
Учитель не имеет права:
- причинять физический вред ученику,
- портить имущество ученика,
- оскорблять и унижать ученика,
- отказывать ученику в получении знаний,
- необъективно оценивать знания ученика.
Ученики также обязаны соблюдать нормы закона. Поэтому запрет на физическое и психическое насилие, а также нанесение вреда имуществу, в том числе школьному, распространяется и на них.
Если разговор с учителем не привёл к миру, родители могут обратиться к администрации школы
Но важно понимать, что выговор от директора точно не улучшит отношения учителя с учеником. Поэтому данную меру нужно использовать только в критических ситуациях.
Если ничего не помогло, и учитель с учеником отказываются идти на контакт, возможно, придётся сменить школу или форму обучения. На семейном образовании родители могут выбирать преподавателей для ребёнка исходя из его симпатий, и вероятность конфликта между учителем и учеником существенно снижается.
Причины конфликтов учащихся и учителей
Поводом для ссоры может быть что угодно, но можно выделить несколько ситуаций, которые чаще других становятся яблоком раздора.
#1Низкая успеваемость. Если учителю кажется, что класс недостаточно старается, он может высказывать это, не подбирая слов: «Тупицы, как вы будете экзамены сдавать?!». Неаккуратно поданная критика воспринимается детьми болезненно.
#2Одарённость. Когда ребёнку скучно на уроках, он отвлекается сам и отвлекает других, спорит с учителем и критикует его методы. Порой преподаватель в ответ не сдерживает эмоции, и возникнет взаимная неприязнь: «Если ты такой умный, выйди к доске и сам расскажи тему урока».
#3Отношение к правилам. Учителя, которым важна субординация, часто недолюбливают учеников, пренебрегающих правилами. А свободолюбивые подростки воспринимают требования дисциплины как ущемление своих прав.
<<Перелинковка>>
#4Несоответствие учебной программы возможностям школьника. Некоторые дети требуют специального подхода в обучении, но несмотря на это, они посещают обычную школу, и учителя вынуждены предъявлять к ним требования, которые те не в состоянии выполнить. Рано или поздно это приводит к конфликту.
#5Субъективные причины. Например, ребёнку не нравится предмет или учитель, и он не видит причин это скрывать. Либо учителя раздражает что-то в ученике — внешний вид, манеры или другие особенности. Квалифицированный преподаватель должен уметь справляться с эмоциями, но не всегда это удаётся.
#6Борьба за авторитет. В отдельных случаях школьники с яркими лидерскими качествами вступают в противостояние с преподавателями, пытаясь завоевать уважение класса. Например, подбивают одноклассников сорвать урок.
#7Проблемы в семье. Если у ребёнка напряжённая ситуация дома, он может транслировать негативные эмоции на учителей. Порой это выражается в агрессии: он может хамить, нарываться на ссору, не зная, как ещё можно справиться со стрессом. Не каждый учитель способен увидеть в таких действиях призыв о помощи. Многие начинают вести себя агрессивно в ответ.
<<Форма демодоступа>>
Не путайте ответственность с послушанием
Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.
Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.
Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают
Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки
Надо бороться с учительским выгоранием
Да, учителя мало получают и очень подвержены профессиональному выгоранию. Да, вопрос учительских зарплат остро стоит по всей стране: чтобы заработать на жизнь, учителю по-прежнему приходится брать на себя страшное количество часов и классное руководство. Учитель (а особенно классный руководитель) завален огромным количеством бумажной работы: дать списки, составить отчет, предоставить сведения… И срывается он на тех, кто младше и слабее.
Конечно, все это надо решать: и установить хоть какие-то санитарные нормы допустимой учительской нагрузки, и сокращать количество «указивок», которые на него валятся, и решать проблемы с зарплатой.
Но все это не отменяет требования к учителю вести себя корректно, даже если ребенок его провоцирует.
Учиться держать себя в руках, если не можешь. Не отвечать оскорблением на провокацию. Искать профессиональные способы реагирования в трудных рабочих ситуациях.
А дело школы — установить нормальные внутренние правила и следить за их выполнением, учить учеников и учителей грамотно разрешать конфликты, повышать квалификацию персонала. Ну пора же уже, наконец, учиться жить по-человечески и не прибегать к политике «око за око, зуб за зуб» прямо на уроках.
Нужно повышать квалификацию учителей в области управления поведением детей на уроке
У учителей отобрали старые инструменты установления дисциплины (страх, унижение, запугивание, оскорбление — сейчас все это недопустимо) — и не дали новых. Они их изобретают в меру своего образования, воспитанности, культурного уровня. Некоторые интуитивно справляются, некоторые еле тянут, постоянно чувствуют себя униженными, злятся — и их гнев рано или поздно прорывается.
Но учителя не должны сами изобретать способы справляться с детским плохим поведением на уроке. Это давно исследуют ученые, этому можно и нужно учить.
И тогда, столкнувшись с детской провокацией, учитель будет чувствовать себя профессионалом, которому надо справиться с рабочей проблемой, а не беззащитной дамой, которую оскорбил молодой хам — так что надо срочно оскорбить его в ответ, а то и ударить.
Если учитель не знает, что делать, — значит, надо учиться. Не научили в институте, нет курсов? Можно поискать литературу для самостоятельного повышения квалификации. Вот, например, книга психолога Светланы Кривцовой «Учитель и проблемы дисциплины» — ровно то, что нужно.
Дживамукти Йога
Основатель йога студии МАТЕРИАЛ
Йога появилась в моей жизни еще тогда, когда я была студенткой Государственной Академии Культуры и Искусств отделения современной хореографии. Изучая возможности физического тела в классическом, народном и современном танцах, йога заинтересовала меня именно с этой точки зрения: «Как я смогу выполнить эти «загибистые» положения, и к каким изменениям состояния моего физического тела они могут привести?!». Честно признаться, интерес оказался недолгим, и йога была забыта мною на период обучения в Академии.
Новое обращение к йоге было вынужденным. Сила, крепость, выносливость это те качества, которые стали просто необходимы для меня как артистки современной труппы «Балет Москва». И направление Power Yоga (в лице Александра Кузьминых) помогло мне справиться с физическими нагрузками и, конечно, привило уважительное отношение к Чатуранге Дандасане. Дальше – глубже: оказалась, что помимо физической силы есть потребность и в духовной силе. На помощь вновь пришла йога.
С направлением Дживамукти Йога я познакомилась на 1ой конференции Yoga Journal в Москве (за что благодарю организаторов). Шерoн Гэннон и Девид Лайф глубоко заинтересовали меня, а ведущие преподаватели, которых регулярно приглашала и приглашает Nym yoga, укрепили интерес. Так постепенно начала углубляться в изучение данного направления. И убедилась, что это тот метод работы с физическим телом и духовным, который наиболее близок мне.
Это то, что продолжает развивать меня как человека, ученика и преподавателя. Это то направление, которое позволяет раскрываться творчески, помогает увидеть улыбку и красоту этого мира. В дживамукти йога прекрасный преподавательский состав. За многое в этом направлении благодарна ведущим преподавателям Йогешвари и Лэди Рус. Это учителя от сердца.
И еще. Я счастливая ученица в йоге. Мне всегда везло с Учителями. Чем бы ни занималась, рядом всегда на моем жизненном пути оказывались профессионалы своего дела. Люди ищущие, познающие и любящие, творящие… Так и сейчас. Денис Заенчковский и Александра Александрова
Это такие мои наставники, чьи слова (знания), взгляды, внимание, поддержка и опыт мне очень важны
Бесценно присутствие гуру джи Шайлендра Шарма в моей жизни. Однажды он сказал: » я путник, будь мой спутник». Именно так он относится к своим ученикам друзьям. Он грациозно и внимательно направляет тебя на дружбу со своей душой, телом и умом!
Невзгоды, травмы, болезни, сложные ситуации — наши учителя. Они предоставляют наибольшую возможность для расчистки авидьи. Разрушения всегда открывают дверь для трансформации.
Порой, из-за предвзятых идеалистических представлений, каким должен быть гуру, мы не воспринимаем того учителя, кто стоит перед нами. Хотя он здесь для нас.
Так же есть смысл признать, что гуру находится за пределами имени и формы, за пределами того, как мы себе его воображаем с нашим ограниченным зрением и мыслящим умом.
Каждое явление, событие, человек — это учитель, который кропотливо подобран специально для нас, дабы мы пришли к дружбе с самим собой. Наша задача достойно, внимательно и уважительно относится к гуру. Помня, что в нашем институте Жизни лучший преподавательский состав.
ОТКРЫТЫЙ СЕМИНАР
«Автобиография Йога». Парамаханса Йогананда
Автор книги, выдающийся йогин Парамаханса Йогананда, который вывез практику йоги на Запад, описывает не только свой жизненный путь, но и этапы становления крийя-йоги. В частности, он рассказывает о гималайском святом Бабаджи, который ввел сам термин «крийя-йога» и передал знания о ней. Значительная часть книги посвящена беседам Йогананды с ведущими духовными фигурами, такими как Тереза Ньюмен, индуистская святая Шри Анандамойи Ма, Мохандас Ганди, Рабиндранат Тагор, получивший Нобелевскую премию физик Сэр Ч. В. Раман, знаменитый американский ботаник Лютер Бёрбанк, которому, собственно, и посвящена книга.
«Автобиография Йога» изменила жизни сотен тысяч людей, ведь каждый, кто обращается к ней в момент духовных поисков, неизменно черпает силы и вдохновение.
«Когда мои взаимоотношения с Индией только формировались, я была в Варанаси и попала в дом, где жил и практиковал Лахири Махасайя, тот, кому Бабаджи передал знания крийя-йоги. Именно там произошло мое слияние с Индией, — говорит Анна Лунегова. — Читая эту книгу много мистических моментов попадает в поле восприятия, что вдохновляет на познание».
Вводите санкции за безответственное поведение
В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.
Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.
Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то…», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.
Поощряйте самостоятельность
Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.
Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.
Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.
И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.
Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей»
Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.
Не навязывайте ребёнку свои цели
«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.
Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?
Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.
Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?
Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.
<<Форма демодоступа>>
Нужны правила поведения, изложенные понятным для школьника языком
Устав школы школьник все равно читать не будет. И этих правил не должно быть больше десяти
Когда их десятки — размывается ощущение того, что важно, а что нет. (Недавно как раз обсуждали правила православной гимназии в Серпухове, где выпускник взорвал себя на крыльце; здесь как раз столько правил, что совсем неясно, что из этого абсолютно необходимо, что желательно, что менее обязательно)
А там, где есть правила, — должны быть и ясные последствия их нарушения. К примеру, что будет, если телефоном на уроке пользоваться нельзя, а ученик его достал? Что будет, если ученик откровенно грубит учителю? Какими будут последствия лично для него?
В принципе, школа вполне в состоянии принять несколько внутренних решений на педсовете, не выходя за рамки закона.
Отсутствие правил и отсутствие ясных последствий в случае, когда правила нарушаются, переводит школьные конфликты в межличностную плоскость, делает из конфликта скандал.
Разграничивайте зоны ответственности
Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.
Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.
Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.
Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.
Школа — маленький социум
Она обязана учить тех, кто входит в него, как себя вести в нем и взаимодействовать с другими.
Современная школа в последнее время вспомнила, что она должна заниматься «воспитанием». Но под воспитанием почему-то понимается почти исключительно внушение «традиционных ценностей» путем лекций о морали и классных часов о Великой Отечественной. Хотя «уважение к старшим», равно как и «уважение к человеческому достоинству» — вполне себе традиционная ценность, и начать воспитательную работу в школе вполне можно было бы с этого: с уважения друг к другу (которого в уральском случае не проявляют ни ученик, ни учитель), с превращения стаи детей, случайным образом соединенной в класс, в детский коллектив, в котором всем спокойно и безопасно. Именно в такой обстановке лучше всего учиться.
Фото: скриншот youtube.com
С тех пор, как коммунистическая идеология в школах была отброшена, понятие «детского коллектива» провалилось в тартарары вместе с нею. Сейчас в школу опять тащат полузабытые элементы советской школы вроде «смотра строя и песни», но идея научить детей сосуществовать вместе, не обижать друг друга, помогать друг другу, разрешать конфликты где-то потерялась. А ведь с этого стоило бы начинать: это не только вопрос воспитания, но и вопрос безопасности. А еще — это воспитание того самого «эмоционального интеллекта», который так ценится на рынке труда.