Как создается быстрая мода?
Люди спорят о том, что было первым: желание потребителей обновлять гардероб и образы с пугающей скоростью, либо стремление ведущих игроков отрасли убедить нас в факте – мы отстаем от тенденций. Трудно сказать. Ясно одно – мы постоянно хотим нового и лучшего каждый день своей жизни, ориентированной на потребление. Тем не менее, повышение темпов производства неизбежно ведет к ухудшению качества товаров. Одежда шьется в спешке из дешевых материалов. Компаниям не хватает времени на контроль качества. Кто будет тратить драгоценные секунды на то, чтобы проверить количество пуговиц на рубашке, если машины уже ждут погрузки для доставки одежды в массы.
Быстрый процесс изготовления модных вещей оставляет желать лучшего. По данным благотворительной организации по борьбе с отходами одежды TRAID, в среднем такую одежду надевают 10 раз, после чего выбрасывают. Этому способствует не только плохое качество, но и низкая стоимость. Компании как Topshop и Fashion Nova озабочены своей прибылью, невысокий прайс и низкая маржа приводят к тому, что единственным способом заработать остается сбыт «океана одежды». Бренды fast fashion зарабатывают миллионы долларов, продавая огромные объемы дешевых товаров, вне зависимости от стоимости и наценки. В подобных условиях никого не удивляет, что рабочим, занятым в швейной промышленности, платят зарплаты ниже минимально допустимых. В «Реальная цена моды» автор и журналист Люси Сигл идеально точно резюмировала: «Fast fashion не бесплатна. Кто-то, где-то за нее платит».
1960-е годы
Окончательно и бесповоротно индустрия производства одежды изменилась в 60-е годы. Расцвет поп-культуры, сексуальная революция, подъем уровня жизни привели к необходимости часто менять одежду – у людей просто появилось больше возможностей для её демонстрации. Так, молодежь предпочитала дешевую, но модную одежду классическим, сделанным на заказ комплектам. На какой-то период портновские традиции ушли в небытие, а бренды должны были учиться работать со спросом на трендовую недорогую одежду. Так запустилось колесо «быстрой моды». Начали открываться текстильные фабрики в развивающихся странах, что позволило американским и европейским компаниям сэкономить миллионы долларов за счет аутсорсинга рабочей силы.
Цифры
О таком развитии индустрии Fast fashion свидетельствуют следующие статистические данные:
- За последние два десятилетия производство одежды удвоилось, а частота носки каждой вещи сократилась в 5 раз.
- Поколение, рожденное в конце XX века, значительно чаще выбрасывает составляющие своего гардероба из-за того, что вещь надоела или стала немодной.
- Как уже упоминалось, теперь вместо 2-х модных коллекций в году — потребителю демонстрируют 52 предложения за аналогичный период.
- Американские ученые подсчитали, что в 2015 году каждый житель штатов выбросил не менее 30 килограммов одежды.
- На каждого жителя Нью-Йоркского мегаполиса приходится 200 млн кг одежды в год, что сравнимо с 72-мя олимпийскими бассейнами с водой.
- А вот если «взвесить» спрос на модное одеяние в Англии, получится целых 1720 тысяч тонн в год.
- При этом социологические опросы показали, что в повседневной жизни потребители используют лишь 20% своего гардероба.
И можно бы было закрыть глаза на чрезмерное желание человека выглядеть модно и современно — если бы влияние производства и выкидывание вещей не являлось угрозой для экологического состояния планеты.
Диджитализация и дополненная реальность
Частое использование одежды «на раз» для фото в соцсетях, породило идею создания виртуальной одежды. Уже почти ни для кого не в диковинку увидеть в Instagram пространстве на популярных моделях, блоггерах и инфлюенсерах виртуальный тренч, костюм или платье.
Каждый желающий, используя популярные сервисы, может приобрести для себя виртуальный наряд на свой вкус, где специально обученные дизайнеры посадят его по фигуре, да так что не отличить от реального аутфита. И больше не нужно захламлять вещами однодневками полки шкафов.
Известная топ-модель Белла Хадид снялась в видео-ролике Calvin Klein с одной из виртуальных моделей-инфлюэнсеров Лил Микелой, что произвело фурор в fashion-индустрии и заставило содрогнуться моделей по всему миру от боязни потерять работу в будущем.
Second-Hand — как «новая» жизнь
Сегодня на первый план почти у каждого потребителя выходит не внешний вид одежды или аксессуара, а его история. Покупка винтажного платья в комиссионном магазине сегодня не признак низкого достатка. К примеру, в Амстердаме есть один из самых первых секонд-хендов — Episode (сейчас это уже международная сеть секонд-хендов, которые есть в Париже, в Копенгагене, Лондоне и Брюсселе). В Париже по всему району Le Marais раскинуты винтажные магазинчики, а в Милане их можно встретить почти на каждом углу. Америка также славится множеством комиссионных магазинов, где можно приобрести не только одежду, но и предметы быта, мебель, посуду и т.д. Множество известных секонд-хендов можно встретить в Нью-Йорке на севере Brooklyn — в районах Greenpoint и Bushwick.
Пока в России до сих пор сохраняется стереотип секонд-хенд — значит «поношенная, старая вещь и годится лишь для домашней носки», в других же странах это направление пользуется большей популярностью и не только у селебрити. Любители уникальных и экологичных вещей, не задумываясь отправятся в Second-Hand, ведь обычно одежда, бывшая в употреблении сшита из качественных материалов, а значит и срок носки будет дольше. С помощью вторичного потребления можно закрыть сразу несколько потребностей: уникальность, частая смена образов, осознанное потребление.
Фото: seeshooteatrepeat/shutterstock
Есть совершенно уникальные концепции магазинов, продающих вещи Second-Hand Как например, магазин Oxfam в Великобритании может рассказать покупателям историю каждой вещи. Эти истории можно послушать с помощью QR-кода через смартфон.
Пандемия привлекла особую популярность к платформе Лауре Росо Видреквин Kids O’clock, на которой можно взять в аренду или перепродать подержанную брендовую детскую одежду таких марок как Chloé, Christian Dior, Columbia, Zara и других. В интервью американскому Vogue Лаура, в прошлом байер Net-a-Porter и Moda Operandi, рассказала, что после рождения сына она с удивлением обнаружила, сколько денег тратится на одежду для ребенка, особенно в первые годы жизни, когда дети вырастают из купленных комплектов уже через месяц
Сайт заработал еще в прошлом году, но внимание журналистов и покупателей Kids O’clock получила именно в этот период.
Тренд-хантер Ли Эделькорт, к ее предсказаниям прислушиваются многие мировые бренды, назвала этот период «карантином потребления»: в силу новых обстоятельств жизни и снижения дохода люди отказываются от бездумных покупок. «Новая норма», о которой говорили все мировые СМИ, наступила, и в ней на передний план вышла забота о себе, близких и окружающем мире, а практичность победила импульсивность. Однако новая привычка честно отвечать себе на вопрос, «смогу ли я обойтись без этого?» еще долго будет сопровождать процесс покупки. А это значит, что молодые бренды, которые учитывают новую модель потребления, в сочетании со способами снижения затрат на производство и сырье и собственным, неповторимым стилем окажутся в выигрыше в постковидном мире.
Связанные понятия
Тенденция «быстрой моды» не может не огорчать потребителя, ведь в конечном итоге за несколько минут радости от покупки мы платим очень высокую цену. Жертвуем своим здоровьем и жизнью планеты в целом. Помешать такому исходу призваны течения устойчивой и медленной моды.
Устойчивая мода
В противовес быстрой моде выступает мода устойчивая, стремящаяся замедлить темпы изменения стиля. Приверженцы противоположной концепции выступают против выкидывания или сожжения одежды. Считают, что вещам легко можно давать вторую жизнь путем переработки.
Самым весомым доводом в свою пользу создатели устойчивой моды называют борьбу за экологическое сохранение окружающей среды. Плюс ко всему, они считают правильным воспитать в покупателях некую этику потребления.
Медленная мода
Это схожее понятие подразумевает снижение темпов производства одежды за счет ручного труда. Характерными чертами изделий медленной моды являются;
- надежные, качественные материалы;
- экологически чистое сырье;
- сохранение и бережное обращение с природой.
Своим лозунгом союзники медленной моды называют борьбу за качество, которое важнее количества. Таким образом, замедлить темпы производства они предлагают путем пошива более качественной одежды, способной прослужить дольше.
Винтаж — уже не прошлое, а вдохновение для новых стильных решений
Этот тренд начал зарождаться еще до пандемии, но оказавшись в ситуации изоляционных ограничений, многие задумались над этим очень остро, и все больше людей по всему миру вносят свой вклад в сохранение окружающей среды.
Многие отраслевые ассоциации, такие, как Ассоциация стилистов Украины, на постоянной основе проводят сезонные гараж-сейлы, для того, чтобы привить культуру вторичного потребления. Ведь многим вещам в нашем гардеробе можно дать вторую жизнь и направить на благое дело.
Знаменитости тоже поддерживают осознанное потребление: например, британский принц Чарльз призвал ремонтировать и перешивать одежду вместо покупки новой, а внучка королевы Елизаветы принцесса Беатрис вышла замуж в винтажном платье своей бабушки. А селебрити один за другим все вообще появляются в нарядах, в которых они некогда блистали на ковровых дорожках прошлых лет.
Социальные последствия
Передача цепочки производства модной одежды на аутсорсинг частично объясняется низкой заработной платой в развивающихся странах.
В то время как большая часть одежды потребляется в США и Европе, 90 процентов производится в странах с низким и средним уровнем доходов. Ежедневно 40 миллионов человек сталкиваются с:
- Плохими условиями труда;
- Нарушением техники безопасности;
- Низкой оплатой труда.
По данным Всемирного банка заработная плата в день в таких странах едва превышает допустимый прожиточный минимум. Эти оценки включают только тех, кто работает официально.
Многие рабочие, занятые в швейной промышленности, работают в так называемой «неформальной экономике», особенно в развивающихся странах. Согласно МОТ, неформальную экономику можно охарактеризовать как работников, не:
- Защищенных правовыми рамками;
- Признанных законом;
- Имеющих защиты труда.
Помимо низкой заработной платы, рабочие-швейники работают в небезопасных и антисанитарных условиях. Яркий пример — обрушение здания Рана Плаза в 2013 году в Бангладеш, в результате которого погибло 1134 рабочих и многие получили увечья. В то время фабрика производила одежду для канадских брендов, таких как Joe Fresh.
К сожалению, такие опасные условия не редкость. Говорят о том, что работников избивают при попытке создать профсоюзы, закрытых окнах. По сути многие работают в душных подвалах без окон и вентиляции.
Хотя большинство работников составляют женщины 18-24 лет, используется детский труд, в том числе в Аргентине, Индии, Бангладеш, Бразилии и вроде бы как в развитых странах, таких как Индонезия, Турция, Филиппины.
Большинство рабочих проживает в месте расположения кожевенных и других предприятий, производящих текстильную продукцию. Химикаты, выбросы сточных вод оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье.
Рабочие регулярно вдыхают пыль и волокна текстильных изделий из-за плохой вентиляции в помещениях. Это приводит к тому, что рабочие швейной промышленности страдают от болезней легких, рака и репродуктивных проблем. Повторяющиеся операции добавляют дополнительные нагрузки на здоровье.
Что такое «быстрая мода»
«Быстрая мода» — это термин для описания дешевой одноразовой одежды. Цикл производства модных тенденций от подиума до поступления в розничные магазины занимает не более двух недель. Некоторые производители укладываются в неделю.
Fast Fashion конкурирует с модными домами, которые предлагают новинки и задают направление моды для сезона.
Возникновению Fast Fashion способствовала глобализация рынка производства. Быстрая оборачиваемость «быстрой моды» подталкивает к новым покупкам.
В 1980 году люди покупали в пять раз меньше предметов одежды и хранили гораздо дольше. Рост «быстрой моды» коренным образом изменил швейную промышленность, наводнив рынок дешевыми, плохо сшитыми предметами одежды.
То, что раньше было редкой покупкой, вдумчиво выбиралось, превратилось в серию импульсных покупок, совершаемых через более короткие промежутки времени.
В 2014 году средний потребитель купил на 60% больше одежды, чем в 2000 году, а выбрасывает в два раза чаще.
Потребители могут покупать новое платье от Zara каждую неделю, не задумываясь, а затем выбросить, надев один или два раза.
По мере роста спроса на дешевую и модную одежду бренды предлагают и будут это делать потребителям еще быстрее. Эти бренды выигрывают и получают прибыль от постоянного потребления.
Хотя приятно видеть демократизацию стиля, эта новая бизнес-модель имеет катастрофические последствия.
Резюме
Чтобы удовлетворить интересы всех заинтересованных сторон, вдумчиво проходите через каждый этап процесса.
1. Определитесь с целями, которых вам поможет достичь проект. Убедитесь, что ваше руководство понимает специфику такой активности.
2. Свяжитесь с понравившимися авторами, предварительно выбрав формат сотрудничества, или сделайте открытый запрос в арт-сообщество для привлечения художников с интересными идеями.
3. Запросите у потенциальных исполнителей дизайн-проекты и бюджеты. Примите решение о том, что больше соответствует вашей концепции.
5. Реализуйте проект, отталкиваясь от его специфики и предусмотрев возможные риски.
6. Продумайте PR-кампанию, чтобы показать проект целевой аудитории. Выберите СМИ и блогеров, которые заинтересуются поводом. Подготовьте ключевые сообщения и контент (видеоролики, фотографии, пресс-релизы). Организуйте сопутствующие активности или ивенты для демонстрации результатов проекта.
Помните, что не следует ждать моментальных результатов от арт-коллаборации, ведь такие проекты, в первую очередь, направлены на PR. Снижайте уровень неопределенности во время организации процесса, и готовьтесь к получению эмоционально заряженного продукта, который не оставит равнодушной вашу целевую аудиторию.
Виртуальные показы
Во время ограничений по причине необходимости соблюдения карантинных норм, многие дизайнеры оказались в сложной ситуации. Однако, выходом стали онлайн-показы коллекций, которые все также жаждали лицезреть поклонники и все fashion addicted.
Кто-то из дизайнеров провел трансляции показов без зрителей, другие сняли атмосферные фильмы, третьи заменили привычные шоу на документальные съемки и разговоры с дизайнерами. Balenciaga показали новую коллекцию в виде компьютерной игры-бродилки, а Prada совместили трансляцию дефиле с онлайн-сессией, в ходе которой креативные директора Миучча Прада и Раф Симонс отвечали на вопросы людей со всего мира.
Сегодня один из главных вопросов, которым задаются инсайдеры индустрии в период карантина: а нужны ли вообще такие затратные показы мод в их нынешнем виде?
В профессиональной среде говорят о кардинальном пересмотре формата показов. Сейчас недели моды проводятся по меньшей мере дважды в год в четырех главных модных столицах — Нью-Йорк, Париж, Милан и Лондон.
Будущее быстрой моды
Маркетологи предложили потенциальным клиентам сдавать бывшие в употреблении вещи в специальные пункты для переработки или гуманитарной помощи. А за это предлагали хорошую скидку на новые модели. Таким образом покупатели наоборот получили возможность и желание приобретать еще больше.
А ведь даже переработка одежды из искусственных материалов не менее вредна и опасна для окружающей среды из-за химических красителей и синтетических волокон.
Наверное, пришлось бы еще долго убеждать потребителей «фаст фэшн» в том, что их потребности грозят катастрофой. Но революционным поворотом в мире моды обещают стать пандемии последних лет.
По крайней мере, многие дизайнеры убеждены, что это сильно повлияет на сознание людей, поможет им пересмотреть свои взгляды на практичность, безопасность и экологичность окружающих вещей.
Вот мнение некоторых создателей моды на отечественном рынке:
- так, дизайнер Игорь Чапурин убежден, что новые технологии позволят изготовлять ткани из экологичного сырья или самых невероятных материалов переработки. В то время как пандемия привнесет в массы потребителей осознание перенасыщенности одеждой и другими благами;
- его мнение отчасти разделяет и Никита Калмыков — дизайнер ODOR. В интервью про быструю моду он делает интересное уточнение о том, что современное стремление человека быть защищенным приведет к дальнейшему выбору одежды из прочных и долговечных материалов;
- а вот создательница моды в «RedSeptember» Ольга Васюкова делает ставку на ткани X-Static, состоящие из волокон серебра. Такой материал способен устранить угрозу инфекций и вирусов. Ольга приводит пример лаборатории в Мельбурне, где уже сейчас создаются самоочищающиеся материалы на основе серебра и меди;
- основательница брэнда MasterpeaceЕвгения Линович выступает за ретро-стиль в одежде или такой вариант хэндмэйда, как пэчворк. По ее мнению, в каждом из этих способов создания вещей присутствует некая изюминка, одежда имеет историю, а также получает вторую жизнь;
- при этом владелица брэнда IAmStudio считает, что пандемия оставит в моде неповторимый след — маски на любой вкус. Кроме того, Дарья Самкович считает, что модницы всего мира и без карантина стремились к свободному и комфортному стилю. Большое количество времени, проведенное в домашних условиях, лишь укрепит позиции потребителя в выборе одежды;
- дизайнер Светлана Родина считает, что ситуация сменит приоритеты покупателей, которые предпочтут в будущем одежду ручной работы. Ведь в каждое такое изделие мастера вкладывают свою энергию и любовь к профессиональному занятию.
Нефабричные модели вряд ли станут украшением мусорных баков, ведь такое изделие ценно своей неповторимостью и качеством. А значит, носить одежду ручной работы мы будет не один сезон подряд.
Одежда с истекающим сроком годности
Логично предположить, что с такой скоростью выпуска новых коллекций у одежды просто обязан был появиться срок годности, иначе новые коллекции невозможно было бы продать. Представители сегмента fast fashion добились этого двумя способами. Во-первых, они стали выпускать одноразовые вещи. Из-за низкого качества текстиля одежда стала портиться гораздо быстрее
Во-вторых, маркетологи постоянно напоминают нам, как важно следовать моде, чтобы быть успешным, — и мы следим за новинками
Сегодня о новых трендах написали глянцевые журналы, а завтра коллекции с модными цветами и фасонами уже появились в масс-маркете по бросовым ценам. Как тут удержаться от покупки? Особенно если можно принести с собой мешок одежды из старой коллекции и получить за него скидку на новую.
Как я перестала скупать всё подряд
Лет семь назад я чуть ли не каждый выходной проводила в магазинах, покупая обувь, сумки, украшения, одежду, многие из которых так и оставались лежать в шкафу. Сейчас в это верится с трудом. Сегодня я покупаю только то, без чего никак не обойтись: нужна зимняя шапка, потому что на дворе ноябрь, или старые осенние ботинки отслужили свой срок. И, знаете, я не чувствую себя несчастной! Наоборот, я люблю каждую вещь в своём минималистичном гардеробе, умею сочетать их и всегда хорошо выгляжу, чувствую себя комфортно и уверенно. Многие из вас могут похвастаться тем же?
Порой мне кажется, что у меня появилась аллергия на магазины. Полчаса я могу продержаться, но потом сбегаю, как правило, так ничего и не купив. Старый плащ уже не кажется таким старым, да и зимние ботинки ещё очень даже ничего Думаю, в том числе поэтому я стала отдавать предпочтение вещам определённых брендов. Я точно знаю, что найду в LEVI’S самые удобные джинсы, а в ECCO — качественную обувь
К слову, мой муж только год назад выбросил ботинки ECCO, которые носил — внимание — 13 лет! Выбросил, потому что подошва не выдержала и развалилась, хотя верхняя часть могла ещё жить и жить
Вопрос в том, почему я перестала скупать всё подряд? Анализируя своё поведение, скажу, что шопинг был психотерапией. Знакомая история, правда? Кто-то трескает пирожные, а кто-то тратит деньги на одежду, ну или делает и то, и другое, если совсем всё плохо)) К счастью, тот период моей жизни остался позади, во многом благодаря моему мужу. У нас гармоничные отношения, мы с удовольствием проводим время вместе, и никакая психотерапия в виде шопинга мне не нужна. Настоящее счастье — оно не в вещах и уж тем более не в их количестве
Оно в отношениях с близкими, в любви и заботе, которая измеряется не подарками, а вниманием, общением и поддержкой
comments powered by HyperComments
Как выстраивать процесс коллаборации
Выбираем исполнителей
Если вам приходилось взаимодействовать, например, с графическими дизайнерами, то вы знаете, каково это — работать с творческими людьми. Но, находясь в структуре компании, дизайнер имеет представление о бизнес-процессах. Большинство же художников работает вне привычных офисным работникам категорий
Поэтому, выбирая партнера для арт-коллаборации, нужно обращать внимание на баланс между креативностью художника и его умением соблюдать договоренности. Есть несколько вопросов, на которые нужно ответить, чтобы понять, подходите ли вы друг другу:
- Какую миссию, ценности, видение транслирует ваш бренд?
- Передает ли художник своими работами и личным брендом то же сообщение? Соответствуют ли его идеи имиджу вашей компании и задумке проекта?
- Оценит ли такую арт-коллаборацию ваша целевая аудитория?
Договариваемся о гонораре и оформляем договор
Создание арт-объектов — сложная работа, требующая усилий. А значит, она должна быть оплачена. Вы можете запросить ценник нескольких потенциальных исполнителей и сформировать понимание о средних затратах на проект. С другой стороны, у вас есть право обсуждать с художником его гонорар, отталкиваясь от доступного вам бюджета.
Чаще всего арт-проект подразумевает договор возмездного оказания услуг между физическим и юридическим лицом. Это связано с тем, что у большинства художников отсутствует ИП, но вы можете договориться о расчетах в подходящем для обеих сторон формате.
Контролируем процесс
Чтобы максимально смягчить риски, устанавливайте дедлайны для исполнителей раньше внутренних сроков вашей команды и используйте доступные рычаги контроля, особенно на первых этапах проекта. Внимательно изучайте и обсуждайте эскизы, презентации и сметы, которые художники предоставят вам для согласования.
Что это такое?
Чтобы представить понятие «быстрая мода», оглянемся в историю развития модной индустрии.
Красивую и разнообразную одежду раньше могли иметь лишь состоятельные именитые сословия. Они нанимали портного, который создавал костюмы и платья для особых поводов: балов и приемов. Оплатить подобные расходы могли лишь знатные столпы общества.
Крестьяне, в свою очередь, не нуждались в изысканных нарядах — по той простой причине, что большую часть времени проводили за сельскохозяйственными работами и другим трудом.
Первым шагом к развитию «фаст фешен» стала революция, после которой у простых людей появился нормированный рабочий график, выходные и отпуска. К тому же, корсеты и длинные юбки устарели. То есть у человека появилась острая потребность в дополнительной, соответствующей поводу, одежде.
И первой, кто придумал ускорить процесс создания практичных и функциональных вещей для всех стала Коко Шанель. Она предложила шить одну и ту же модель одежды сразу в нескольких размерах для продажи всем желающим. Коллекция-первооткрыватель называлась «Pret-a-porter»— и только благодаря ей, индивидуальный пошив перестал быть актуальным.
Тем не менее, обновление гардероба 2 раза в год считалось максимально частым, как для модельеров, создававших только коллекции «осень-зима» и «весна-лето» — так и для потребителей. Но все это время специалисты старались сделать модную одежду доступной для любого покупателя, независимо от его ежемесячной прибыли или статуса.
Достижение поставленной цели привело к тому, что теперь вместе с доступной ценой наблюдается частое появление разных моделей одежды. То есть не 2 раза в год, а 52!
Известные бренды стараются в кратчайшие сроки сшить партию моделей для продажи. Таким образом, модельная одежда попадает на прилавки магазинов быстро — и покупатели, не желая отставать от модного ритма, покупают обновки снова и снова.
Как начиналась Fast Fashion
Так было не всегда. Мода стала набирать обороты после промышленной революции с изобретения швейной машинки. В результате стала популярной готовая одежда, которая предлагала на выбор предметы одежды различных размеров. Это позволило среднему классу получить легкий доступ к модным новинкам.
Тем не менее, домашний и индивидуальный пошив одежды оставались обычным явлением примерно до середины прошлого столетия.
Во время Второй мировой войны ткани стали дефицитными, а стили проще. Люди стали охотно покупать то, что предлагало массовое производство. Вместе с массовым производством пришли более низкие цены и качество.
Производство одежды значительно расширилось с 1960-х по 1990-е годы. Производители искали дешевую рабочую силу и многие фабрики переехали или открыли в филиалы в Азии.
Примерно в это же время производители стали быстрее обновлять коллекции. Чуть более полувека назад модные коллекции представлялись два раза в год: осень-зима и весна-лето. Затем перешли на четыре сезона.
В это же время берет начало Fast Fashion. Дешевая рабочая сила, отлаженные цепочки поставок позволяли быстрее производить и доставлять до покупателя последние образцы.
Ритейлеры, производящие одежду для масс, в конце 90-х годов прошлого века одновременно с дешевой рабочей силой, стали сокращать расходы и наращивать объемы выпусков, что позволило чаще обновлять коллекции одежды и аксессуаров.
Сегодня магазины нередко еженедельно выпускают «микросезоны», т.е. 52 в год. При такой головокружительной скорости производства неизбежны последствия.
Применяйте современные технологии
Но если экологичное производство так же уязвимо, как и традиционное, то как дизайнерам продолжать работать в ситуации, когда планы поставок сорваны из-за закрытия границ, а фабрики не работают? Ответом для многих брендов в текущей ситуации стал zero waste-подход (безотходное производство), причем крупные игроки сделали его технологичным, и уже сокращают отходы с помощью 3D-дизайна. Например, клиентам можно сначала демонстрировать образцы на 3D моделях, а потом отшивать. Локдаун ускорил революцию, которая естественным образом произошла бы через несколько лет.
В апреле Levi’s заявил о том, что с помощью 3D дизайна будет продавать изображения коллекций вместо физических образцов, это позволит снизить объемы загрязнения, увеличить скорость производства и оптимизировать бюджет.
Цифровая мода, которая была скорее развлечением в 2019 вдруг стала практичным инструментом, интересным не только инфлюенсерам. Количество установок среди новых пользователей try-on приложения Forma, которое позволяет покупателям примерить одежду, в апреле увеличилось на 50%. Приложение уже работает с такими брендами, как Marc Jacobs, Proenza Schouler и Farfetch и количество брендов, желающих сотрудничать увеличивается на протяжении последних месяцев.
Когда появился термин ‘fast fashion’?
Впервые его использовали журналисты The New York Times, когда в конце девяностых Zara заходила в Америку. Их целью было описать модель ритейла, которой придерживается испанский бизнесмен Омансио Ортега. Весь процесс – от появления эскиза у дизайнера до появления готовой вещи на прилавке – занимает в среднем пятнадцать дней. Смена и добавление ассортимента также занимает около двух недель. И хотя сегодня скорость – основной продукт компании Inditex, начиналось всё с небольшого магазина трендовых, но доступных вещей. Первый магазин появился в 70-х в Испании, а примерно лет 20 назад предприимчивый швед Эрлинг Перссон открывает в Стокгольме небольшой магазинчик женской одежды Hennes, идею для которого он подсмотрел в Америке, расцветающей в послевоенное время.
Что такое фаст-фэшн?
Это термин, используемый модными ритейлерами для обозначения быстрого обновления ассортимента (несколько раз в сезон), что отражает тенденцию «вижу сейчас, покупаю сейчас». H&M и Zara считаются первыми фаст-фэшн брендами, компанию им составляют GAP, Forever 21 и многие другие. В момент открытия магазина в США марка Zara объявила, что на создание коллекции (от концепции до поступления в торговые точки) потребуется всего 15 дней.
Несмотря на появление медленной моды, которая критикует фаст-фэшн за загрязнение окружающей среды, низкое качество продукции, плохие условия труда работников, бренды этого сегмента процветают и не собираются сдавать позиции. Чем же обусловлен рост продаж в Asos, Zara, Boohoo, Fashion Nova?
1. Скорость
Последние годы – нелегкое время для всех сегментов индустрии моды, на которые влияет экономическая нестабильность и возросшая рыночная конкуренция. Однако многие ритейлеры успешно проходят испытание на прочность. Boohoo с блеском выдержал кризис конца 2018 года и в 2019 году сообщил о росте продаж на 44%. Секрет крупного ритейлера прост – продуманный маркетинг в модном бизнесе. Он не только привлекает милленеалов, но и заставляет их возвращаться за покупками снова и снова. Компания делает ставку на запуск продаж новых коллекций, привязываясь к праздникам, фестивалям и даже времени выплаты зарплаты (по усредненным показателям).
Если вы хотите стать профессионалом, разбирающимся в рыночных тенденциях фэшн-индустрии и обладающим знаниями для проработки эффективной маркетинговой стратегии, пройдите обучение в Marangoni. Известный институт предлагает получить практико-ориентированное бизнес-образование в сфере моды. Подходящая программа найдется для каждого, от выпускника школы до специалиста с большим опытом работы.
- Бакалавриат по бизнесу в сфере моды (3 года)
- Магистратура сфере модного бизнеса и предпринимательства (1 год)
- Интенсивная программа по бизнесу и маркетингу в индустрии моды (1 год)
- Семестровый курс по бизнесу и маркетингу в фэшн-отрасли (6 месяцев)
- Краткосрочный курс по бизнесу в моде (3 недели)
2. Инфлюенсеры
В школе Marangoni вы можете пройти актуальные программы обучения по продвижению брендов в цифровую эру:
- Краткосрочный курс по социальным сетям и блоггингу в индустрии моды (3 недели)
- Бакалавриат по коммуникациям, PR и масс-медиа (3 года)
- Магистратура по PR, коммуникациям и медиа в фэшн-сфере (1 год)
Подробнее о поступлении и обучении в институте моды Марангони вам расскажут эксперты STUDIES&CAREERS.
3. Устойчивость и этика
Быстрая мода попала под ярую критику за негативное воздействие на окружающую среду, некачественные вещи и плохие условия труда работников фабрик. Исследования Hitwise от 2017 года показали, что 19% топовых запросов по теме фаст-фэшн касаются экологии, этики и устойчивости. Какие меры предпринимают ритейлеры быстрой моды в ответ на нападки? Многие придерживаются политики прозрачности бизнеса и внедряют инициативы, касающиеся этических и экологических вопросов. Например, весной 2019 года H&M запустила новую линию Conscious Collection, которая предполагает использование 100% устойчивого хлопка. Другие бренды не отстают. Zara бойкотирует узбекский хлопок, производство которого связано с использованием принудительного труда.
Интересно прочесть:
- Новый проект Istituto Marangoni и &Other Stories
- Тренд на экологичность брендов
- 5 примеров отличных маркетинговых кампаний в модной индустрии
- Как институты моды обучают устойчивости в фэшн-индустрии
3 правила разумного потребления
Первое – нужно научиться потреблять разумно и избавиться от привычки излишнего потребления. При возможности, воспринимайте одежду как инвестицию, покупайте качественные вещи, которые будут служить дольше и не будут выброшены через пару месяцев. Если же финансовое положение не позволяет покупать дорогую одежду – пользуйтесь сервисами по перепродаже одежды. Если ваша вещь вам больше не подходит, не нравится или просто вышла из моды по вашему мнению, это не отменяет того факта, что кто-то ищет именно её. Разместите её на сервисах для перепродажи одежды или отдайте на благотворительность в специальные чарити шопы, где одежду либо продадут, либо отправят на переработку.
Второе – стирайте одежду реже, необходимость стирки одежды часто преувеличена – вы можете носить ее несколько раз перед стиркой. Так, вы сохраните качество и состояние одежды, а также снизите потребление воды.
Третье – используйте бренды одежды, которые заявляют о том, что не используют в производстве опасные химические вещества. Убедитесь, что это заявление подтверждено третьей независимой стороной.
Статья подготовлена при помощи марктеплейса для перепродажи одежды Bramble. Покупайте и главное продавайте одежду, обувь и аксессуары, как люксовых, так и масс-маркет брендов на сервисах по перепродаже одежды.