Причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад
Если ребенок отказывается идти в садик, рекомендации психологов сводятся к обязательному выяснению причин, по которым малыш ведет себя подобным образом. Дети всегда ведут себя целесообразно, просто взрослые не могут понять, что они хотят сказать и чего добиться своими капризами
Взрослому кажется, что карапуз просто «чудит», однако к любому нехарактерному для крохи поступку следует отнестись со вниманием. И если он плачет и устраивает целые истерики, собираясь в садик, нужно выяснить каковы причины такого поведения. Возможные причины, по которым ребенок не хочет посещать детский садик:
Возможные причины, по которым ребенок не хочет посещать детский садик:
- резкая смена устоявшегося режима и ритма жизни. Дети отличаются консерватизмом и смена образа жизни, чужие люди, а также отсутствие мамы, которая ранее всегда была рядом, выбивают их из колеи. Если раньше малыш знал, какое событие последует дальше, то сейчас все по-другому. Нужно подчиняться новым, непонятным правилам, учиться поведению в коллективе, совместно играться игрушками и пр. Воспитатель воспринимается как чужой человек, к которому у малыша нет доверия. Шустрого, излишне активного ребенка она одернет, спокойного или скромного по характеру постарается втянуть в активную игру. Как результат — оба останутся недовольны и утром выразят протест идти к этой тете снова;
- иная, отличная от домашней среда существования. Невкусная или непривычная еда, неудобная ложка, холодный горшок, тяжелое одеяло, шум в группе, множество детей, мультиков перед дневным сном — факторов способных вызвать неприятие садика масса. Адаптация к новым социальным условиям у детей протекает достаточно болезненно, нельзя слезы в детском саду списывать на капризы. Родители с помощью воспитателя должны выяснить, что именно вызывает у малыша дискомфорт и постараться максимально решить проблему;
- неприятие воспитателя. Если малышу в первый день не понравился воспитатель — это серьезная проблема. Активные, шумные дети часто имеют конфликт с воспитателем, поскольку удобнее приструнить шалуна, чем уделить ему достаточно внимания. К тому же в группе таких детей может быть сразу несколько, и их излишняя активность может привести к конфликту. У воспитателя просто не хватит времени разбираться в сути возникшего конфликта, проще поставить зачинщика в угол. Нередко воспитатели насильно закармливают детей с ложечки, мотивируя это тем, что голодный ребенок будет капризничать;
- не получается влиться в детский коллектив. Даже если с воспитателем установились доверительные отношения, и она малышу нравится, бывают ситуации, когда у ребенка не получается вписаться в коллектив и он предпочитает держаться особняком. Потребность общаться со сверстниками у каждого ребенка разная. Возможно, малыш просто устает от постоянно окружающих его детей. Но, если после полугода посещения садика, он по-прежнему не сблизился с товарищами в группе, предпочитая компании одиночество, это тревожный знак. Стоит проконсультироваться с психологом, возможно, у малыша есть психические отклонения.
Если родителям самостоятельно не удается разобраться в причинах отказа малыша ходить в детский садик, нужно обязательно посоветоваться со специалистом. В противном случае, ребенок, который по тем или иным причинам не убрал свой детский страх, вырастет неуверенным в себе человеком с кучей страхов и психологических зажимов. Тогда уже необходимо обращаться к специалисту, такому как психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.
Когда я съехала от родителей, то похудела на два размера — дома заедала обиды
Валерия Ланских, 26 лет, Подмосковье:
— Впервые я осознала, что мой отец пьет, в младшем школьном возрасте. У него резко менялось настроение. Трезвый папа — злой папа. Выпивший папа — добрый папа. И я старалась использовать это как-то для себя: просила новую игрушку, например.
Но к 13 годам я стала понимать, что алкогольное опьянение начало работать против меня. У пьяного папы возникало ко мне все большее количество претензий. Маленькой я была хорошей, а мама плохой. Со временем, когда я выросла и у меня стали появляться свои увлечения, друзья, вектор изменился. «Все плохие, а дочь хуже всех». Это активно транслировалось именно в момент употребления алкоголя.
И я напрямую связываю это с алкогольной деградацией — у отца заметно упала критичность мышления и понимание чужих границ. Когда в жизни возникали трудности, он предпочитал выпить, чтобы избавить себя от ответственности и иметь возможность выплескивать эмоции. Тогда-то я и поняла, что алкоголь полностью блокирует сострадание и способность понимать ближнего. Из-за этого я рано повзрослела, ведь полагаться я могла только на себя.
Это отсутствие опоры очень ранило. Потому что ты не мог прийти к родителям с неразделенной любовью, лишним весом, травмой, болезнью и попросить: «Папа, у меня такая проблема, помоги мне, пожалуйста, ее решить». Я не могла это сделать, потому что отец был неуправляемым агрессивным алкоголиком и знатным манипулятором. Он был ростом под два метра, и когда выпивал, становился просто опасен. Мог побить и не помнить потом этого. И это было самое страшное: когда ты вынужден реально взрослеть, учиться решать свои проблемы, и в то же время держать на расстоянии своего отца, чтобы хоть немного его контролировать.
При этом отец хорошо зарабатывал и с точки зрения общества выполнял все обязательства перед семьей и детьми. Дети алкоголиков, которые тащат все последнее из семьи, могут рассчитывать на социальное сочувствие. У меня такого права не было, и главный аргумент отца звучал так: «Я зарабатываю, значит, имею право». И социум тебе транслирует: у тебя очень хороший отец, он о тебе так заботится.
«Люблю алкоголика, чтобы он стал человеком»
Этот диссонанс между домашней реальностью и социумом приводит к сложные психическим расстройствам. Я с этим обращалась к психологу, он подтвердил, что возник жесткий конфликт самооценки. Таже на психике сказалась постоянная жизнь в стрессе. Также психолог сказал, что использование алкоголизма как орудия, средства давления — очень популярная история в обеспеченных семьях. Когда в мои 19 у меня появился молодой человек, отец по этому поводу устроил специализированный запой.
Постепенно у меня появлялось ощущение клетки от того, что я полностью бессильна и беспомощна перед пьющим человеком. Он сильнее меня и я завишу от него финансово. И я ни у кого не могу попросить помощи, потому что все уверены: у меня все круто, а я сама по себе лентяйка и белоручка, и за меня все делает мой папа. У меня появились мысли о суициде, началась настоящая клиническая депрессия, которую я лечила у специалистов.
Но благодаря работе с психологом я проработала внутренние проблемы. Затем я нашла работу и сняла квартиру. Мне пришлось делать выбор: либо я нищеброд, но с хорошей самооценкой, либо я живу в обеспеченной семье, но у меня нет ни друзей, ни молодого человека, и меня постоянно травят. У меня прошел конфликт самооценки и синдром самозванца (мне казалось, что я сама по себе из себя ничего не представляю). С родителями я почти не общаюсь. Я очень много весила, когда жила с ними — заедала обиды. Съехав, я похудела на два размера.
У меня нет зависимости от алкоголя и я не бываю в алкогольных компаниях. Я уверена, что никогда не свяжу свою жизнь с пьющим человеком. Одно время мне нравились мужчины, похожие на моего отца легкой напористостью и агрессией. Сейчас мне нравятся уравновешенные добрые мужчины. Сломать семейный сценарий мне удалось только благодаря своей осознанности и работе с психологом. Я все это проработала и сейчас могу сказать, что я счастливый свободный человек.
Сам вызвал полицию
Накануне Евгений Тепляков, отец девятилетней студентки, попытался разобраться с преподавателем, который поставил его дочери неудовлетворительную оценку на экзамене, и едва не устроил потасовку с охранниками учебного заведения.
Инцидент попал в объектив камеры. На кадрах видно, как преподаватель пытается убежать от разъярённого мужчины, размахивающего руками, которого с трудом пытаются удержать два охранника, а за всем этим наблюдает маленькая девочка.
Из-за произошедшего, по данным СМИ, преподавателям, которые принимали экзамен у юной студентки, пришлось в целях собственной безопасности покинуть здание через запасной выход, а завкафедрой после конфликта обратился за помощью к медикам.
Отец девочки Евгений Тепляков рассказал RT, что конфликт произошёл из-за экзамена. В тот день дочь сдавала «Введение в психологию».
«Мы сообщали в учебную часть, что Алиса имеет право сдавать экзамен на общих основаниях. Но, по словам дочери, когда она приехала на экзамен, ей запретили сдавать устно, запретили выбирать вопросы. Ей сказали: «Если ты не напишешь вопрос №1, тебе не засчитают вопрос №2», — пояснил RT Тепляков. — Они держали её в аудитории 1,5 часа, хотя по регламенту экзамен длится 20 минут. После этого я пытаюсь всеми законными способами вызвать представителя учебной части, сказать, что хочу остановить экзамен».
Евгений заявил, что попытался забрать Алису с экзамена, а потом сам вызвал полицию.
Наталья, мама девочки, добавила, что её дочь знала все билеты и была готова ответить, но «её завалили». Родители Алисы намерены обратиться в суд. При этом они подчёркивают, что будут не оспаривать оценку, а протестовать против нарушений, которые, по их мнению, были допущены во время экзамена.
Причины страха самостоятельной ходьбы
Нежелание ходить самостоятельно может быть обусловлено различными факторами. На поведение ребенка влияет уровень физического развития, заболевания опорно-двигательного аппарата и психологическое состояние.
Если говорить именно про боязнь самостоятельной ходьбы, то чаще всего это вызвано негативным предыдущим опытом. Возможно, ребенок пытался сделать первый шаг, упал и больно ударился. Если он стал осторожничать, ничего удивительного в этом нет. Напротив, говорит о хорошей памяти и адекватной реакции на происходящее.
Спутать со страхом можно задержку в физическом развитии. Проблемы со здоровьем должен заметить врач невропатолог или хирург при очередном осмотре. Своевременное выявление заболевания и лечение позволит малышу нормально развиваться. Если на осмотре врач упустил опасные симптомы из вида или родители не ходили в поликлинику, лечение малыша после года отсрочит первые самостоятельные шаги.
Неготовность ребенка к самостоятельной ходьбе из-за незрелости опорно-двигательного аппарата тоже может стать причиной того, что первые шаги не сделаны в год. Врачи не советуют торопить ребенка в таком случае, ставить его на ножки и заставлять ходить, если он этого сам делать не хочет. Когда придет время, малыш побежит в нужном направлении.
Злоупотребление ходунками и прыгунками, неправильное использование этих приспособлений ежедневно, плохо отражается на здоровье ребенка и способности ходить самостоятельно. Если вы решили приобрести ходунки, изучите сначала инструкцию по использованию и советы специалистов относительно времени пребывания в них ребенка.
Нужно учитывать удобство конструкции, возраст малыша и высоту сидения от пола (ножки ребенка, сидящего в ходунках или прыгунках должны становиться на полную стопу, а не на носочки). Заметив, что малыш хочет передвигаться самостоятельно, не нужно удерживать его в ходунках.
Важно не упустить момент интереса к самостоятельному передвижению ногами, который может возникнуть во время прогулок на улице, куда ходунки брать нельзя. При первых удачных попытках хвалите малыша и прячьте ходунки, если он уверенно стоит на своих ногах
Возможные причины
Малыш может бунтовать против садика просто из-за того, что он вредничает. Но чаще всего проблема кроется более глубоко. Поэтому родители должны узнать некоторые причины, по которым ребенок может отказываться от посещения детского сада. Ведь бежать к руководству дошкольного учреждения со скандалами или ругать малыша – это не выход.
Напряженное общение с детьми. Каждый ребенок индивидуален, поэтому не исключено, что ваш кроха просто замкнут в себе и не охотно идет на контакт с другими малышами.
Насмешки. Многие дети в раннем возрасте плохо выговаривают некоторые буквы, неуклюже ведут себя. А другие дети это быстро замечают и начинают высмеивать ребенка с проблемами. Они делают это не со зла, просто таковы особенности данного возраста. Кстати, объектом насмешек могут стать и детки с патологией внешности (шрамы, родимые пятна на лице и пр.). Повлиять на ситуацию в данном случае вам будет сложно, и дальнейшее развитие отношений между детьми полностью зависит от компетентности воспитателя и психологической подготовленности вашего ребенка.
Неготовность малыша посещать садик. Если вы не научили ребенка слушать и уважать взрослых, не приучили его к новому распорядку дня, то ваше чадо будет бунтовать против детсадовского режима и новых правил. Если он раньше проводил время так, как хотел, и ему никто не перечил, то вам стоит быть готовыми к истерикам.
Смена детского сада. Если вы только перевели ребенка в другой детский садик, то он, скорее всего, будет скучать по старым приятелям, а отношения с новой группой будут складываться сложно, ведь в ней уже тоже будет сложившийся коллектив.
Проблема в воспитателе. Многие мамы считают, что воспитатели в саду ведут себя крайне не корректно по отношению к детям
И хотя на самом деле это в большинстве случаев не так, все-таки стоит взять во внимание и данный вариант. Если вы точно знаете, что педагог ведет себя с вашим ребенком грубо, позволяет себе проявлять жестокость и даже рукоприкладство, то самое время решить проблему кардинально. Ведь даже если вы поговорите с руководством, и воспитателя накажут, кроха все равно будет бояться каждой новой встречи с ним.
Непривычная обстановка
Малыши остро реагируют на такие вещи, о которых взрослые даже и не задумываются. Незнакомое помещение, множество чужих лиц и новых вещей – все это может стать причиной для расстройства малыша, и он будет требовать вернуть его в привычное русло, домой.
Семейные проблемы. Многие родители даже не подозревают о том, что обстановка в доме в первую очередь влияет на их ребенка. Ссоры и конфликты, рукоприкладство и алкоголизм – все это оставляет свой отпечаток на психике малыша, а отказ от посещения детского сада, лишь прикрытие самой настоящей депрессии.
Ведь даже если вы поговорите с руководством, и воспитателя накажут, кроха все равно будет бояться каждой новой встречи с ним.
Непривычная обстановка. Малыши остро реагируют на такие вещи, о которых взрослые даже и не задумываются. Незнакомое помещение, множество чужих лиц и новых вещей – все это может стать причиной для расстройства малыша, и он будет требовать вернуть его в привычное русло, домой.
Семейные проблемы. Многие родители даже не подозревают о том, что обстановка в доме в первую очередь влияет на их ребенка. Ссоры и конфликты, рукоприкладство и алкоголизм – все это оставляет свой отпечаток на психике малыша, а отказ от посещения детского сада, лишь прикрытие самой настоящей депрессии.
Чтобы понять, в чем именно кроется причина утренних истерик вашего малыша, присмотритесь к нему, поговорите с воспитателем и другими мамами. Если вам не удастся выяснить причину самостоятельно, то стоит задуматься над посещением психолога. Ведь проблему в любом случае нужно решать, и чем раньше вы это сделаете, тем будет лучше, прежде всего для вашего чада. Задавать малышу вопрос о том, почему он не хочет ходить в сад, не стоит. По крайне мере это нужно сделать как-нибудь мягко, играя. Потому что получить точного ответа на вопрос заданный в лоб, вряд ли получится.
Что делать с тревожными мыслями
— Значит, я помогу ей успокоиться, и это хорошо, — признала подруга. — Но мне кажется, что она все равно будет переживать.
— Тогда вместе обсудите ее страхи, — посоветовала я. — Как правило, тревога появляется, когда мы переоцениваем ситуацию и недооцениваем свою способность справиться с ней.
— Она очень боится, что не сможет заснуть, — сказала подруга.
Тогда я предложила:
— Скажи ей: «Наверное, заснуть у твоей двоюродной сестры будет сложнее, чем дома, но, я думаю, ты так устанешь, что выключишься за секунду». Тебе нужно признать ее переживания и помочь понять, что, скорее всего, она преувеличивает.
— Хорошо, — согласилась подруга. — Но она возразит мне, что боится не выспаться и на следующий день будет сонной.
— Мы называем это катастрофизацией — представлением худшего возможного исхода, — сказала я.
— О да, — с улыбкой ответила подруга. — Иногда моя дочь только этим и занимается.
— Скажи ей, что даже если она не заснет, то на следующий день просто будет чувствовать себя уставшей и ляжет спать пораньше, — предложила я. — Говори об этом спокойно: тем самым ты покажешь, что в этом нет ничего серьезного.
— Если честно, я не думаю, что она купится на это, но я попробую, — сказала подруга.
— Хорошо, — кивнула я.
Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей
Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.
Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо…» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.
- Помечтать о приятном для себя.
- Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
- Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
- Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!
Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.
Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».
Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.
Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.
«Не показала знаний»
Однако в пресс-службе психологического факультета МГУ сообщили, что с первых дней именно родители девочки просили уместить объёмную шестилетнюю программу обучения в два года ввиду «уникальных способностей» их дочери.
«Всё это не может не создавать потенциальную угрозу психологическому благополучию, психическому развитию и физическому здоровью девятилетней девочки. Неоднократные разъяснения на эту тему, к нашему большому сожалению, не были восприняты родителями девочки, что, естественно, не может не вызывать нашей тревоги за будущее девочки — как профессиональных психологов. Несмотря на неоднократные разъяснения со стороны факультета о неполной готовности девятилетней девочки получать профессию психолога, родители настояли на своём праве заключить договор на обучение их дочери на контрактной основе», — говорится в сообщении пресс-службы.
Напомним, этим летом восьмилетняя Алиса Теплякова сдала ЕГЭ по русскому, математике, биологии и информатике и поступила на психологический факультет МГУ.
Поступление в главный вуз страны столь юной студентки сразу вызвало множество споров в сети. Кто-то называл её вундеркиндом и гением, а кто-то предполагал, что родители «натаскали девочку решать тесты».
Сама девочка рассказывала журналистам, что выбирала факультет осознанно — решила пойти по стопам отца. Она также призналась, что не читает художественную литературу и предпочитает пособия по философии, анатомии и физиологии центральной нервной системы, учебники по логике, культуре речи и русскому языку. Её любимая книга — «Незнайка на Луне», а в свободное время она любит смотреть мультсериал про Лунтика.
Сразу после начала обучения девочки в МГУ между её отцом и студентами возник конфликт. Осенью в чате одногруппников Алисы появился некий Пётр Иванов, который утверждал, что «Алиса им как ком в горле».
Сами одногруппники девочки заявляли журналистам, что в силу возраста девочка не всегда понимает, что происходит, и мешает учебному процессу.
Правила детоксикации отношений с родителями
Токсичные фразы, которыми стреляют в вас родители, никогда не нужно принимать за чистую монету и воспринимать буквально. Они все с двойным дном (и даже с тройным), то есть с сильным эмоциональным посланием, которое сами родители могут и не осознавать. Собеседник считывает скрытое сообщение тоже неосознанно — на уровне эмоций, а не логики — и порой даже не может объяснить, почему после разговора внезапно испортилось настроение.
Первый шаг к детоксикации — осознать скрытое послание. Когда вы понимаете, что вами манипулируют и как именно это делают, магия родительских заклинаний исчезает и вы видите, что это просто слова, которые не обязательно воспринимать всерьез.
Второй шаг к детоксикации — научиться эмоционально не реагировать на провокации. Когда вы сохраняете спокойствие, вместо того чтобы, как обычно, кричать, плакать, возмущаться, спорить, что-то доказывать, вы сводите на нет все усилия провокаторов.
Несмотря на то, что родители чаще всего отрицают свой злой умысел: «Да я нисколько не хотела тебя задеть, почему ты так реагируешь?», он, конечно, есть. Манипуляции как раз и используют для того, чтобы задеть человека за больное место и спровоцировать: втянуть в заведомо проигрышный спор, заставить оправдываться или «проявить слабость», заплакав или разозлившись. Ваша эмоциональная реакция — подтверждение, что прием работает и попадает в вашу болевую точку, а значит, нужно бить в нее и дальше. Поэтому гораздо эффективнее сохранять невозмутимость, поначалу хотя бы внешне.
Не только бурные эмоции ставят вас в проигрышное положение, но и участие в дискуссии по заданным родителями правилам. Ни в коем случае не нужно оправдываться, просить прощения или доказывать, что «вы не такой», ведь таким образом вы подтверждаете (причем часто и для себя тоже), что претензии справедливы.
Когда пора обратиться к психологу
Большая часть страхов проходит, человек развивается, и меняется его отношение к действительности. Но есть признаки, по которым можно определить, что ребенку нужна помощь психолога.
1. Продолжительность. Страх не проходит месяц, два или три или даже усиливается. Ребенок много говорит о нем, сильно переживает.
2. Физиологические проявления. Когда ребенок рассказывает о том, чего он боится, то кусает губы, заламывает руки, грызет ногти. У него продолжительные проблемы со сном из-за страха (не одну ночь он спал плохо, а уже несколько).
3. Нерациональность страха. В нем отсутствует логика. Например, ребенок не хочет садиться на скамейку, потому что она его съест.
Если увидели хоть один из этих признаков, стоит обратиться к психологу, чтобы понять, что же происходит.
Иногда ребенок постоянно говорит про свои страхи, но у него не меняется тон, он спокоен и ведет себя как обычно — возможно, у него есть другая проблема, которую он так выражает. Это повод задуматься.
Сколько страхи задержатся в жизни ребенка, зависит прежде всего от поведения родителей. Большая часть рекомендаций специалистов — психолога, психиатра или невролога — будет касаться общения с ним, а не лекарств или медицинских процедур.
Что стоит за страхом?
В самом общем виде, родительский страх, направленный на детей, можно разделить на два вида. Первый – это собственно опасение, что с ребенком может что-то случиться; второй – что ребенок будет «не таким, каким надо».
Все, что мы говорили про свободу, относится к первому виду страха. Суть его заключается в том, что мать или отец боятся за своего ребенка, считая мир опасным и враждебным. Следует упомянуть, что очень немногие родители готовы признаться, особенно своим детям, в том, что боятся за них. Они стараются объяснить свое поведение другими причинами, привести логические доводы. В психологии такой процесс называется «рационализацией» и относится к механизмам психической защиты. Рационализация всегда возникает постфактум, как попытка избежать внутриличностного конфликта.
Если родители объясняют свои запреты обеспечением безопасности ребенка — это работа механизмов психической защиты. Например, 12-летнему подростку разрешают гулять только во дворе, так, чтобы его было видно из окна. И отец, и мать помнят, как сами любили гулять в соседнем дворе или расположенном рядом парке и даже уезжать в другой район города, а также помнят, насколько эти прогулки были интересны и познавательны. Однако рационализация блокирует это знание, и осознанными становятся только соображения безопасности сына или дочери.
При этом сам ребенок считает себя достаточно взрослым, а родительский контроль избыточным, что ведет к конфликтам и протестным реакциям. В результате ребенок начинает расширять степень своей свободы, не ставя маму и папу в известность. Когда это выплывает на поверхность – родители чувствуют еще большую тревогу, беспокойство, страх и… беспомощность.
На поведенческом уровне страх за ребёнка проявляется обычно сопровождением ребенка в школу, постоянными контролирующими звонками, ограничением продолжительности прогулки и запретом уходить далеко от дома, а также наказанием за нарушения установленных правил. Безусловно, контроль за жизнью детей необходим, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, однако часто мы встречаемся с тем, что он переходит в гиперконтроль.
Почему страхи укореняются в детях
Иногда страхи остаются с ребенком надолго, сопровождаются истериками, появлением навязчивостей, плавно разрастаются и переходят на другие сферы.
Например, сначала ребенок не хочет ходить в садик — боится одной конкретной воспитательницы. Потом начинает бояться оставаться без мамы или папы в любых других местах. И в конце концов не может находиться на улице, в публичных местах даже с родителями — и перестает вообще выходить из дома.
Что заставляет их укореняться так прочно и тормозить движение вперед? Можно выделить три основных причины:
- Травматическая ситуация или физическое насилие
- Особенности развития ребенка — расстройства шизоидного и аутистического спектра, ЭПИ-синдром, умственная отсталость; эти расстройства могут иметь необычную логику развития страха, страхи иногда сопровождаются повышенной устойчивостью и вязкостью (долго может говорить о пугающем объекте); малая мозговая дисфункция (ММД), в частности астенический синдром, проявляет себя в развитии неуверенности, тревожности, страха самовыражения, склонностью чрезмерно волноваться и избегать некоторых ситуаций
- Поведение родителей, которое усиливает страхи ребенка или создает новые
Ситуация с насилием и психическое нездоровье — это сложные темы, которые требуют обязательной помощи специалиста. Невозможно придумать универсальные рекомендации, которые будут уместны в каждом из этих случаев, опыт и знания психолога тут незаменимы. А вот с третьим пунктом можно начать работать самостоятельно.
Как создать хорошие отношения между папой и детьми?
Чрезмерная строгость со стороны отца – это, безусловно, плохо. Но нельзя впадать и в другую крайность, когда в попытках заслужить любовь отец позволяет малышу все, что хочется. Придерживайтесь золотой середины: пусть в глазах детей папа станет сильным, добрым, но с непререкаемым авторитетом. Если такой родитель и наказывает, то только за дело и соразмерно провинности.
Кроме того, никогда не выясняйте отношения в присутствии детей любого возраста и не кричите друг на друга. Разрешайте конфликты мирно – это даст возможность избежать многих проблем в будущем. Не позволяйте родственникам говорить плохо об одном из родителей: такое поведение не только внушит страх, но и станет причиной глубокой депрессии у малыша.
К кому обратиться за помощью?
Если самостоятельно справиться с детскими страхами не получается, следует обратиться к специалисту. Он ненавязчиво выяснит причину напряженных отношений в семье и даст рекомендации по исправлению ситуации. В психологическом центре «Инсайт» работают дипломированные специалисты в области детской психологии. Записаться к нам на прием можно по телефонам или через форму обратной связи на сайте.
Светлана, 50 лет: «В черном-черном доме, в темной-темной комнате…»
— Кто из нашего поколения не помнит так называемые «страшилки»: «В черном-черном доме, в темной-темной комнате…» Так мы пугали друг друга в пионерском лагере после отбоя. Сперва орали как бы от страха, потом дружно смеялись и просили: давайте еще! Гуляя во дворе, мы заходили в темный подвал, расположенный внизу нашего дома и в то время не запиравшийся. Шли по его лабиринтам гурьбой, громко пели детские песни, а потом кто-то обязательно таращил глаза и произносил страшным шепотом: «Смотрите!» После чего все с диким визгом бежали к выходу. До конца подвала мы, по-моему, так ни разу и не добрались. Лазили в полуразрушенный дом, искали там привидения и, не найдя, были сильно разочарованы. Все эти «страхи» добавляли нам того, чего не хватает в жизни, — приключений, острых ощущений. Что касается запугивания детей взрослыми, то мне кажется, что в определенных случаях это не так уж плохо, потому что служит своеобразным предупреждением об опасности, корректирует и контролирует поведение. А что делать, если порой иначе просто не получается воздействовать на детский ум, чувства и психику?..
Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»
Взрослые пытаются повлиять на ребенка с помощью уговоров и убеждения, потому что боятся, что нанесут травму, испугают еще больше, если не заручатся его согласием. А согласия тем меньше, чем больше уговоров. Но ведь нормально, что ребенок избегает неприятных и страшных вещей. Жизнь в дальнейшем их будет предоставлять в большом количестве не спрашивая.
Оптимальный вариант — проиграть пугающую ситуацию дома, отрепетировать поход к врачу, репетитору или парикмахеру. Тогда ребенок сам с легкостью и удовольствием отправится на приключение
Репетиция сработает не всегда, поэтому важно говорить уверенным голосом, показать, что ребенок справится. В таких ситуациях допустимо директивно направлять ребенка несмотря на крики и начинающуюся истерику, но делать это нужно доброжелательно и с любовью, избегая насмешек, угроз и заигрывания. Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают
Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают.
Почему ребенок боится отца?
Наиболее частая причина – асоциальное поведение мужчины. Если родитель злоупотребляет алкоголем, употребляет наркотики или находится в неадекватном состоянии по причине психического заболевания, этим он может испугать ребенка в любом возрасте. Возможно, папа просто слишком суров и воспитывает исключительно через наказание или крики; в таком случае пересмотр системы воспитания снизит тревожность малыша и вернет доверие.
Однако бывают ситуации, когда причина не столь ясна. И здесь вариантов может быть несколько в зависимости от возраста крохи.
Маленький ребенок зачастую боится папу по причине:
-
громкого резкого голоса, разительно отличающегося от нежного маминого;
-
приторного запаха мужского парфюма, раздражающего детское обоняние;
-
наличия густой бороды или колючей щетины;
-
запаха табака или алкоголя.
Малыш постарше обычно испытывает неловкость, граничащую со страхом, если между ним и отцом не установлены доверительные близкие отношения.
Важной причиной возникновения страхов, часто игнорируемой родителями, являются скандалы между старшими членами семьи. Малыш воспринимает ссору родителей очень остро и может переживать еще долгое время, перенося негативные эмоции на одного из участников
Ребенок боится отца: что делать?
Если причина страхов малыша непонятна и асоциальное поведение родителя полностью исключается, то для решения проблемы необходимо удалить все травмирующие факторы вроде запаха табака и резкого парфюма. Пусть мужчина разговаривает с ребенком мягким спокойным голосом, чаще ему улыбается, берет на руки и обнимает.
Отец должен обязательно принимать участие в жизни своего чада:
-
делать вместе зарядку по утрам – хотя бы в выходные;
-
играть, собирать пазлы и головоломки;
-
читать книжку на ночь;
-
научить полезным навыкам: катанию на велосипеде, рыбалке.
С ребенком постарше можно вести личные беседы на разные жизненные темы, особенно если в семье растет сын. У подростка необходимо в личной беседе в мягкой форме узнать причину его страхов и действовать, исходя из полученной информации.